Её работы на аукционе в Поднебесной разлетелись в один миг. Уроженка Нерчинска Ольга Голобокова уже не раз покоряла зрителей Китая, Монголии, Японии и России своими работами в флористической технике. Из лепестков роз и полевых цветов она создала портреты патриарха Кирилла, Владимира Путина, Ким Чен Ира. С помощью природных материалов выложила копию работы Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», десятки ликов святых… Возможность увидеть её работы появится у читинцев – 3 марта в 15.00 в краеведческом музее откроется её персональная выставка. Чтобы познакомить читателей «ЧО» с художником, мы побывали у неё в гостях.
– Дом №4, – по приезде в Нерчинск уточняю я таксисту нужный адрес.
– Ааа – к Голобоковым! – заключает он.
Художника Ольгу Голобокову в Нерчинске знают многие, если не сказать все. И дело не в том, что город маленький. Не город маленький, а талант у художника большой.
Облик Ольги – как внешний, так и внутренний – не поддаётся клише о творцах – экстравагантных внешне и легкомысленных внутри. Монументальность характера и строгость мыслей чувствуется в самом доме Голобоковых. Его они всей семьёй строили своими руками. Двое сыновей с отцом брали на себя самую тяжёлую работу, Ольга помогала в остальном, и далеко не в самом лёгком. Своими художественными руками распыляла пену, ставила стеклопакеты. Дом получился, что называется, соседям на зависть. И не только он. Ориентир тем, кто в гости едет впервые, – рядом с коттеджем детская площадка для местных ребятишек – дело рук Голобоковых.
Останавливаемся возле площадки, ворота открыты – гостеприимная хозяйка уже ждёт на улице.
В дверях встречает пикинес Пуша. Любимица семейства для порядка лает, но вскоре сама идёт в руки. Проходим в гостиную – она же у Ольги Алексеевны мастерская. «Небольшой творческий беспорядок», – смущённо говорит хозяйка. «Всем бы такой!» – улыбаюсь я.
У входа коробка с лепестками роз и другими растениями – материал для флористики, у дивана столик с туясом – ручная работа Ольги, рядом штук шесть икон – также написаны её руками. Начинаем говорить о работах, их у профессионального художника сотни, так же, как и техник прикладного творчества в арсенале. Поэтому в разговоре от одного вида искусства то и дело переходим к другому.
Трёхножка, изменившая жизнь
– Технику живописи освоила ещё ребёнком. Мама в шутку говорила: бери раскладушку и живи в художке, – смеётся собеседница.
В стенах творческого дома девочка, и правда, пропадала целыми днями. В нерчинской художественной школе тех лет было не только рисование, но и общение, шумные чаепития. Художник рассказывает, в памяти до сих пор всплывают радужные картины из детства. После трудоёмкой работы педагог закатывала в муфельную печь (там, где обжигают глиняные изделия) картошку. Румяный с золотистой корочкой корнеплод жадно поглощали вприкуску с луком и салом.
На вопрос, как бы сложилась жизнь, если бы её можно было прожить сначала, Ольга отвечает, что ничего бы не изменила. Возможно, стать художником было предначертано ей судьбой. Хоть и косвенно, но отношение к творчеству имели её дед и отец.
– В детстве с интересом наблюдала, как отец писал лозунги на красной ткани, растянутой в гостиной на полу, удивлялась, какие отточенные получались буквы. Смысл текста был непонятен, а вот каллиграфия засела в памяти. С трепетом смотрела, когда после очередной побелки в доме отец торжественно брал картину, которая висела на стене, и поправлял на ней акварелью написанные берёзки, – рассказывает Ольга Голобокова.
Свои пейзажи, натюрморты девочка начала писать в 11 лет. Особенно удавалась скульптура. Простая «трёхножка», которая у Ольги получилась с первого раза, что для неумелых первоклашек художки редкость, перевернула её жизнь.
Сегодня Ольга Алексеевна виртуозно управляется с глиной, освоила гончарное мастерство. В скульптуре отдаёт предпочтение народной игрушке – дымковской, каргопольской, филимоновской. В руках мастера коричневый материал, словно по волшебству, за минуты обретает форму.
Картины из цветов
То, что картины можно писать не только маслом, но и выкладывать из цветочных лепестков, Ольга Голобокова знала давно. Однажды на занятии с детьми (а она уже 23 года обучает ребят творчеству) решила выложить отрисованный лик Иисуса Христа. Ощущение трепета, которое при этом постигло художника, – поразило. С пробной работы проснулся интерес не только к новой технике, но и к православию.
Ольга начала общаться с настоятелями храмов, читать житие православных святых, изучать церковные каноны. Всё это вылилось в целую коллекцию работ религиозной тематики. Из цветочных лепестков появлялись лики – Божьей Матери, Спасителя, Матроны Московской, Серафима Саровского и многих других. Эти работы были выставлены в Свято-Воскресенском соборе города Нерчинска и освящены Забайкальской епархией. На создание портретов современных церковнослужителей Ольга получила благословение.
У художника есть несколько событийных работ. К примеру, на одной из картин Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл в сан митрополита епископа Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия. На другой работе видно, как батюшка крестит дочь Ольги – Елену. Удивительно, что изобразить людей, флору, водную стихию у художника получается, используя лишь клей и специально высушенные растения.
Коллеги-флористы недоумевают, когда в своей группе в социальной сети у Ольги каждый день появляется что-то новое. Некоторые считают: автор выкладывает фото заранее приготовленных работ. На самом деле на один цветочный шедевр у художника уходят… ровно сутки. Творит мастер, как правило, в свободное от работы и домашних дел время – по ночам.
– Рука набита, глаз видит каждую косточку, каждую мышцу на лице, поэтому работа спорится, – делится секретом мастер.
В флористической технике у Ольги Голобоковой немало портретов известных людей и руководителей стран. Одна работа появилась недавно в память об известном клоуне Олеге Попове.
Божий промысел
Написать портрет для Ольги Алексеевны несложно. Главное, говорит, положить нужный цвет в нужное место. Однако те, кто хоть немного разбираются в творчестве, знают, что за всем этим стоит накопленный годами опыт. Но чтобы писать иконы, одних умений и знаний техники недостаточно. Особый настрой, мироощущение, понимание того, что рождает душа и тщательно выводит кисть, – всё это художник получает, обратившись к Богу. Чтобы взяться за такие труды, Ольга молится в храмах, иногда даже – с разрешения настоятелей живёт в святой обители.
Живые, яркие, душевные – так можно описать работы Ольги Голобоковой. Большинство из своих творений автор демонстрирует зрителям. Её работы не раз бывали и побеждали на конкурсах в Японии, Корее, Китае. Кстати, в Поднебесной, где в 2016 году художник строила «Мост дружбы» (так назывался межнациональный проект), на аукционе с молотка ушли все её работы. Китайцы забрали даже автопортрет. Немало почитателей таланта и в России. Ценителям искусства художник часто дарит свои работы. Иногда в Интернете проводит розыгрыш. Выкладывает фрагмент портрета с изображением известного человека – тому, кто узнает, кто на нём, и достаётся картина.
Семья как продолжение
То, что Ольга – человек широкой души, говорят все её знакомые. Добрая, весёлая и вместе с тем строгая. Успешно проявляет себя в нескольких ипостасях. Она педагог, мама троих детей и любимая жена. Двое взрослых сыновей, как и она, окончили художественную школу, но посвятить себя решили медицине.
А вот младшая дочь Елена, как мама, хочет стать профессиональным художником. К мечте своей девочка уже идёт уверенными шагами – умеет лепить, рисовать, вязать крючком. Коврики ручной работы с портретом домашней Пуши приводят в восторг одноклассников. Радуется за дочку и мама, но свои пристрастия не навязывает. Заниматься творчеством – личный выбор Лены. Кстати, для мамы она «палочка-выручалочка», весь флористический материал заготавливает дочь. Чтобы аккуратно сорвать и положить для сушки тысячи листочков между книжных страниц, нужно немало терпения.
Спокойствие, терпение и понимание – три составляющих крепкой семьи Голобоковых. Негласное правило: пока мама работает, семейные ей не мешают. Разве что Пуша то и дело приходит выпросить у хозяйки конфету и поластиться.
…Несколько часов в доме Голобоковых пролетело как несколько минут. Информации на создание словесного портрета Ольги собралось немало, однако с мастером кисти журналисту в этом деле не сравниться.
Гостеприимных хозяев пора покидать, но расставание будет недолгим. Уже 3 марта в 15.00 в краевом краеведческом музее открывается персональная выставка Ольги Голобоковой.
Цветы на её удивительных работах станут первыми, что расцветут в Чите этой весной.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Яна Легун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№9 (1441) // 01.03.2017 г.
0 комментариев