В её активе более двухсот ролей. Галина Бахолдина – актриса Забайкальского государственного краевого театра кукол «Тридевятое царство», заслуженная артистка РФ. Владеет перчаточными, тростевыми, планшетными куклами, марионетками и произвольными предметами. А ещё – любовью публики, признанием коллег и особым отношением со стороны кукол.
Важнейшим из всех искусств является… Как бы вы продолжили эту известную фразу?
– Я, пожалуй, не соглашусь с утверждением Ленина о том, что на первое место нужно поставить кино. Конечно же, театр. Театр – это сопереживание со зрителями, обмен чувствами, энергиями. Это, если хотите, особая субстанция, особый микромир. Отснятое кино неизменно, а каждый спектакль не повторяет ни один другой. Сегодня актёры такие, завтра – иные. Восприятие во многом зависит и от зрителя, его готовности откликаться на душевные посылы актёров. И если такое случается, то происходит сотворчество.
Приведу только один пример. Как-то мы давали спектакли для коллектива Жирекенского горно-обогатительного комбината. Оставалось отыграть последний, а время было позднее. Договорились между собой не затягивать игру, хотелось побыстрее добраться до гостиницы.
Ставили спектакль «Морозко», а он – разноплановый. В нём есть пласты, которые мы убираем от маленьких зрителей. А тут в зал набились зрелые зрители, и не только рабочие ГОКа, но и жители близлежащих деревень. Каждую нашу шутку или выходку принимали буквально «на ура». В зале не умолкал смех, выкрики одобрения. И… нас, актёров, как говорится, понесло. Мы хулиганили, импровизировали. Спектакль вместо положенного часа длился полтора.
Кстати, «Морозко» не совсем обычный спектакль. Фольклорный, где куклы играют вспомогательную роль…
– Это называется «театр в театре». На сцене лицедействуют актёры, а куклы помогают нам сказать недосказанное.
Со взрослым, вполне зрелым зрителем разобрались. А что ребёнку даёт театр?
– Возможность потрогать мир на ощупь. Через игру. Юные зрители – полноправные участники наших спектаклей. Погружаясь в сказку, дети узнают, что окружающий их мир – разный. Это для них первые уроки мудрости.
Ну, и, пожалуй, самое важное: сказка дарит детям веру в чудо. А порой эта вера так нужна.
В практике «Тридевятого царства» благотворительные спектакли для больных ребятишек, пациентов инфекционной больницы, детей, страдающих онкологическими заболеваниями. Сложно ли работать на такую публику?
– Мы играем, должны играть с полной отдачей… Поплакать можно до спектакля или после. А на сцене пусть царят Любовь и Добро. И радостное восприятие мира. Это так нужно ребятишкам.
Галина Борисовна, как вы восстанавливаетесь после спектаклей, где находите краски для игры и силы?
– Кто знает, как рождается вдохновение? Быть может, из отчаяния? А может, из тех эмоций, что получаем от зрителей? Мы, актёры, отчасти вампиры. Энергетические вампиры.
Мне кажется, фраза из Священного Писания «Царство Божие в тебе самом» – как путеводная нить. Всё в тебе самом, всё внутри, огромный мир. Всё очень просто. Нужно находить время для молчания, для успокоения, для душевной беседы с собой. Для общения с детьми.
Я дорожу временем, проведённым с собственным внуком, ему сейчас два года. Поражаюсь его восприятию мира, способности радоваться всему, полному отсутствию зла.
Вы в театре кукол уже 45 лет. Изменился ли за эти годы зритель?
– Дети? Нет. Они же – дети. Разве темпоритм поменялся. Люди живут по-другому, соображают по-другому. Жизнь задаёт другой ритм. Я вот не раз обращала внимание: нынешние пяти-семилетние ребята мультипликационные фильмы со спокойным ритмом не воспринимают. Предпочитают «экшн», действие. Это относится и к спектаклям.
Когда-то актёр перерастает детские штанишки…
– Театр кукол даёт актёру все возможности для самореализации. И спектакли, которые мы ставим, могут быть рассчитаны на любой возраст. Хотя бы взять тот же спектакль «Морозко» или «Маленький принц», «Сказание о славном походе».
Для меня лично никогда не стоял вопрос: театр кукол или драматический? Дело в зрителе. Мы играем, вернее, живём на сцене в образе своих героев, для детской публики. А детей, как и животных, нельзя обмануть. Они каким-то шестым чувством отличают фальшь и искренность. У них какая-то чуйка есть. С нашим зрителем надо быть… настоящим, самим собой. Но при этом, чтобы не выгорать со временем, постоянно культивировать в себе детскость – наив.
А куклы… это наше продолжение. В них тоже заложена особая энергетика. С куклами надо ладить. Да! Это вам любой актёр-кукольник скажет, если, конечно, увидит в вас готовность принять и понять необычное… А в театре всегда есть место чуду и немного мистике. Да хотя бы взять наши взаимоотношения с куклами… Мой любимый инструмент – куклы-марионетки. В спектакле «Носорог и Жирафа» мне нужно работать с жирафой, куклой-марионеткой на длинных, почти двухметровых, нитях. Перед спектаклем с жирафой нужно непременно поговорить, успокоить её, настроить на работу. Иначе случается невообразимое: либо жирафа летит куда-то, не слушаясь поводыря, либо спотыкается… Я не раз в этом убеждалась.
В чём, по-вашему, провинциальный театр уступает столичному?
– Театральные коллективы давно не варятся в собственном соку. У «провинциалов» есть возможность на равных участвовать в различных российских и международных фестивалях, видеть игру столичных и зарубежных собратьев по цеху. Знакомиться с талантливыми режиссёрскими и актёрскими находками. Что-то брать себе на заметку, после воплощать в жизнь на сценической площадке.
Что самое важное вынесли из этих встреч на театральных подмостках?
– Любому актёру важно, как оценивают твоё творчество собратья по цеху. А мы на фестивалях слышим в свой адрес немало добрых слов. И это повышает самооценку.
А главное – фестивали позволяют взглянуть на себя со стороны. Мы в России сумели сохранить репертуарный театр, наследие советской эпохи. «Это такое благо. Храните его», – слышали от участников театральных мастер-классов из других стран. У них чаще всего представлен «театр одного актёра», мило, талантливо… но, знаете, они завидуют нам.
Ваши пожелания зрителям, что спешат стать участниками чудес в театре «Тридевятое царство»?
– Я пожелаю им того, что и своему внуку, – разумности. Именно разумности. Ум имеет свойство находить лазейки для желаний и оправдания для действий. Ум, если образно говорить, это – лошадь, а разум – седок, способный удержать разгорячённого коня.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Беседовала Нина Коледнева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№3 (1435) // 18.01.2017 г.
0 комментариев