Главная / Авторы / Людмила Арзамасцева / Наш паровоз, вперёд лети…
Наш паровоз, вперёд лети…
Дорога жизни Дмитрия Николаевича Капустина


В первых числах января 1900 года в Читу прибыл первый паровоз с несколькими вагонами. Регулярное движение поездов было официально открыто через полгода – с 1 июля. Срочно понадобились собственные кадры. Были открыты курсы, потом профтехшкола, на базе которой создан техникум путей сообщения, с 1953 года – Читинский техникум железнодорожного транспорта. Для тысяч молодых людей он был и остаётся стартовой площадкой при поступлении в институт того же профиля или начала производственной деятельности. Подготовить огромную армию специалистов для железной дороги непросто: нужны высококвалифицированные преподаватели, наставники, педагоги. Наш рассказ об одном из них – Дмитрии Николаевиче Капустине, которому в конце июля исполнилось 80 лет. 

«Было интересно жить…» 
80 лет. Обычно к таким юбилеям подводят итоги своей деятельности, своих заслуг. А заслуг у юбиляра больше, чем достаточно. Но об этом после. А пока вернёмся в 1964 год. Молодой инженер, окончив Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, по целевому распределению направляется на должность заведующего отделением «Электротяговое хозяйство» в Читинский техникум железнодорожного транспорта. 

В 1970 году отдел учебных заведений Забайкальской железной дороги в связи с острой нехваткой преподавательских кадров в школе машинистов переводит его заместителем начальника этой самой школы. Через восемь лет – возвращение в железнодорожный техникум. 

Он понимал, что при подготовке лекций мало самому осмыслить программный материал, но дополнить практическими примерами, суметь пробудить интерес к тому, о чём рассказываешь (предмет-то далеко не простой), – это дано не каждому. Для успешного обучения надо постоянно совершенствовать учебно-материальную базу. И вовлечь в этот процесс учащихся, заинтересовать их в переоборудовании устройств электрической тяги локомотива, пробудить инициативу и желание участвовать в этом. Вот с этим Дмитрий Николаевич как раз справлялся, может быть, лучше других. Организовал кружок технического творчества и руководил им. Здесь изготавливались наглядные пособия, приобретались практические навыки. 

В 90-е всем было трудно. Задача стояла: выжить. А он наперекор всему создал лабораторию по изучению конструкции электровоза. Силами ребят собрали камеру электровоза, изготовили стенды по работе и проверке узлов электровоза. Так что не только выживали, но и совершенствовались. Лаборатория до сих пор действует, играет не последнюю роль в подготовке специалистов. 

В течение четырёх лет обучения в техникуме он формировался не только как мастер своего дела, но и как личность. Вот этому Дмитрий Николаевич придавал особое значение: поддерживал связь с родителями подопечных, вовлекал их в добровольную народную дружину (были таковые в своё время), сам будучи их командиром.

Принципиальный, ответственный, любящий своё дело, он требовал этого и от других. Для него техникум был вторым домом. Его уважали, старались быть похожими на него. Зачёт или экзамен сдать ему было не просто. Но уж если ставил положительную оценку, это было заслуженно. Имея высшую категорию, руководил дипломным проектированием. И его дипломанты, как правило, защищались на «хорошо» и «отлично». 

Его авторитет достаточно высоким был и среди преподавателей: выдвигали в партийное бюро, избирали членом профкома. Всё это не осталось незамеченным: поощрения, почётные грамоты, звание «Ветеран труда», благодарности от губернатора, от руководства Забайкальской железной дороги. И самая высокая награда в железнодорожном транспорте – звание «Почётный железнодорожник». И ко всему этому – благодарность выпускников, среди которых есть руководители высокого ранга.

– 35 лет работы в техникуме, а всего 45 лет трудовой деятельности пролетели незаметно, – говорит Дмитрий Николаевич. 

После оформления пенсии по просьбе руководства техникума он ещё десять лет оставался на преподавании, подготовил себе замену. Через его лекции и практические занятия прошли девять очных выпусков, да ещё и заочники. Всего где-то более 500 человек. 

– Как будто всё это было только вчера. Прямо, как в песне «Наш паровоз, вперёд лети…». А вообще, было очень интересно жить. Ежегодно выезжали на сельхозработы. Моих курсантов делили на три группы по трём стоянкам. И я вечерами объезжал эти стоянки, где на попутках, где пешком, а когда и на лошадях. Но не жаловался и не уставал. Когда у ребят всё ладилось и им было хорошо, радовался и я. Когда что-то не получалось, переживал вместе с ними. Искренне хотелось помочь, и мы вместе преодолевали все трудности. Сейчас при встречах со своими бывшими студентами, видя их успешными, состоявшимися, не могу сдержать волнения.

Почти служебный роман
В 1960 году среди студентов Читинского железнодорожного техникума на отделении строительства и эксплуатации железных дорог появилась симпатичная девушка с красивым именем Надежда. Спортсменка, комсомолка, активистка, она сразу обратила на себя внимание и однокурсников, и преподавателей: все годы избиралась комсоргом группы. 

Сама Надежда Леонидовна о первой встрече со своим избранником вспоминает так: 
– Незадолго до выпуска я работала над дипломным проектом. Мы с девчатами пошли на вечер, где вновь поступивших ребят посвящали в студенты. Ответственным дежурным был назначен член парткома, преподаватель Дмитрий Николаевич Капустин. Раньше я его видела только на общих собраниях да в коридорах техникума. У нас были слишком разные отделения, и встречаться на каких-либо лекциях или занятиях не приходилось. На том самом вечере один из подвыпивших студентов устроил драку. Дмитрий Николаевич привлёк меня как комсорга на усмирение разбушевавшегося скандалиста. Мы вдвоём вывели его на улицу. Но драчун вернулся и снова стал шуметь. На другой день решался вопрос о дальнейшем пребывании этого парня в стенах техникума. Я защищала, а Дмитрий Николаевич настаивал на отчислении. Много спорили, в конечном счёте поддержали мнение парткома. Заседание закончилось поздно, и Дмитрий Николаевич решил проводить меня. У моего дома договорились о следующей встрече. Вот так случился у нас почти служебный роман. 

И они встречались до того момента, пока Надежда не получила диплом и направление в Улан-Удэ. На новом месте начала работать в ПМС (путевая машинная станция), жила у сестры. 

– Как только приходила с работы, раздавался телефонный звонок, это меня «вызванивал» Дима. Через два месяца он приехал всего на два дня, сразу повёл меня в ЗАГС. Расписались, и он уехал. А я, отработав положенные при увольнении две недели, вернулась в Читу. Это случилось 50 лет назад. Недавно мы отметили золотую свадьбу. 

Общий трудовой стаж – 80 лет 
Надежда Леонидовна по возвращении из Улан-Удэ начинала работать, как и раньше, в ПМС, только уже Читинской. Вскоре перевели в службу пути управления Забайкальской железной дороги. В ведении этой службы было 35 подразделений по всей протяжённости дороги в три с лишним тысячи километров. Приходилось периодически все их посещать. Занималась вопросами проектирования и строительства объектов для дороги: жилые дома, бытовые и административные здания, производственные цеха. Вот так на одном месте трудилась 35 лет. Нетрудно подсчитать, что общий трудовой стаж на двоих с мужем составил 80 лет. А в общем-то, вся их жизнь связана с Забайкальской железной дорогой. Завидное постоянство у этой семьи во всём: и в личной жизни, и в производственной деятельности. 

А что кроме дороги?
Вырастили двух замечательных дочерей. Правда, каждая из них выбрала свой путь в жизни, не связанный с магистралью. Старшая, окончив школу с золотой медалью, поступила в Омский технологический институт. Имеет два высших образования. Там и живёт. Младшая получила диплом в Читинском институте Байкальского госуниверситета экономики и права. 

Трое внуков, каждый по-своему, радуют успехами. Особую гордость вызывает 24-летний Антон, который заканчивает магистратуру в Санкт-Петербурге, по направлению той же магистратуры учился в Париже, прошлое лето работал в Берлине. Самый маленький – 11-летний Славик – учится в школе. Увлекается народной музыкой, изучает основы игры на балалайке, участвует в конкурсах, городских смотрах и концертах. 

Вот уже сорок лет из года в год на дачном участке в пять соток вместе с супругой Дмитрий Николаевич выращивает огурцы, помидоры, капусту. Надежда Леонидовна – большая мастерица по отменным урожаям. В начале августа в доме всегда полно созревших овощей, малины, смородины. Пришло время делать заготовки на зиму, домашнее вино, которое не сравнить ни с какими изысканными марками известных виноделов. И это здорово! Есть чем отметить самый ожидаемый, самый главный семьи – День железнодорожника. 

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Людмила Арзамасцева
Фото из семейного архива Капустиных
«Читинское обозрение»
№31 (1411) // 03.08.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net