«Меня ведь ждут. Опоздаешь, пусть ненамного, а они уже переживают. Могут целый день стоять у дверей и ждать — боятся, что не услышат, когда приду», — рассказывает Раиса Розаева, когда мы подходим к дому очередной бабушки. Для многих своих старичков она не просто помощник, а друг, с которым можно и новости обсудить, и горестями-радостями поделиться.
В 08.00 и ни минутой позже
Каждое утро в центре социального обслуживания населения «Берегиня» начинается с планёрки.
– С восьми до девяти каждый о своих проблемах рассказывает, вопросы задаёт. Подсказываем друг другу, – рассказывает Раиса Розаева, рядом с которой я попросилась провести один рабочий день.
В маленькой светлой комнатке 14 соцработников, но гул такой, будто их раза в два больше.
– …дорого, мол, за одну булку хлеба. А я ей говорю: «Так я же вам не одну булку хлеба приношу. Там и тушёнка, и кефир. Эти 16-то рублей разделить на все наименования, у вас к этой услуге не 16 рублей получится», – слышу я начавшийся ещё до моего прихода разговор.
– Ну, да, в зависимости от того, сколько принесёшь, конечно, – отвечает сидящая рядом женщина.
– Вот сколько я своему ношу, ой, мама моя, я уже устала… по 10 по 12 кэгэ! – горько вздыхает их коллега.
За столом перед собеседницами их сослуживица. С телефоном в руке она пытается дозвониться до поликлиники, чтобы уточнить информацию для своей клиентки. Стойко прослушивая гудки из трубки, женщина раз за разом набирает зазубренные наизусть цифры.
На попечении социального обслуживания на дому в «Берегине» 165 человек. Это примерно по 11-12 клиентов на одного соцработника, а в период отпусков – по 16 пожилых и инвалидов на каждого.
Кто ходит в гости по утрам…
– Если нам в поликлинику надо, мы идём сперва туда, а потом уже по клиентам, которые поближе. Кто-то заранее даёт аванс и заявку – уже приходишь с продуктами. Бывает, идёшь прибраться, а клиент просит в магазин сходить, – рассказывает Раиса Рафаиловна, когда мы движемся в сторону первого адреса.
Сегодняшние клиенты Раи, как обращаются к ней её старички, живут относительно недалеко друг от друга, поэтому передвигаться будем пешком.
– Обувь должна быть удобной, чтобы и снять было легко, и надеть быстро, и по улицам передвигаться не тяжело. Все передвижения пешком, только если в город не понадобится, например, за ТСР (техническими средствами), вроде слухового аппарата или тросточкой.
У каждого клиента свой список заданий на день – кому-то надо давление измерить и поговорить, другие просят помыть полы и окна, у третьих – всё сразу.
– Первым у нас будет Леонид Никитович, ему 97 лет. Участник. Дедушка шустренький, живчик. Работы часа на полтора: плитку на кухне почищу, посуду помою, пыль протру, подмету палас, полы вымою, – говорит Раиса Рафаиловна перед тем, как мы заходим в подъезд.
…а теперь один
Леонид Никитович, несмотря на возраст и удары судьбы, держится молодцом. Вот уже пятый год, как ветеран войны похоронил жену, а несколько месяцев назад – дочь, которая жила вместе с ним.
– Как её не стало, родственники решили для него соцработника взять. Покупкой здесь занимается зять, иногда проведывает старика, внуки тоже посещают деда, – рассказывает Раиса Рафаиловна, пока дедушка в другой комнате причёсывается.
– Как у вас дела, Леонид Никитович? Андрей-то был? – спрашивает Рая, когда тот появляется на кухне.
– Нет, он вчера приболел. Говорит, завтра приедет.
– А вы как себя чувствуете? Больше не падали?
– Да пока ничего. С прошлого раза голова болит.
– Надо было врача вызвать, а вы не захотели, – упрекает дедушку Раиса.
– Да кого там. Сестра вчера приходила из больницы, внук Лёшка, видать, отправил. Она спрашивает: «А чё болит-то?». Я говорю: «Ничё у меня не болит». «А чё просили, чтоб врач пришёл?». Я говорю: «Я ничё не делал, не вызывал никого». Она давай измерять и спрашивать… – с неприязнью отзывается мужчина.
– Ну, ничего. Здоровье-то у Леонида Никитовича хорошее, единственное – видит плохо, – продолжает рассказывать о бывшем шахтёре Рая.
– Глаз один, да и то чужой. Один поставили, второй ковыряли, ковыряли, ничего не нашли. Так оставили, вот и ослеп, – добавил ветеран снова с неприязнью в адрес врачей.
Пока Раиса Рафаиловна моет посуду, скопившуюся за пару дней, ветеран рассказывает о своём прошлом, как до армии работал шахтёром в посёлке Букачача, как во время голодного 1932 года вместе с товарищами добывал золото на рудниках, а во время войны сражался с японцами.
– У меня ещё сын есть, но он далёко живёт, на Алтае, ещё одна дочь в Букачаче. Один я тут. А жить-то охота ещё, маленько осталось до сотни, надо дотягивать как-то, – добавляет Леонид Никитович.
Рая в это время уже домывает пол в комнате.
– Леонид Никитович обычно не жалуется, самый боевой у меня. Я вот сравниваю с женщинами 76-летними – охают, ойкают… А вы-то у меня ой-ой-ой ещё! – смеётся Раиса Рафаиловна, домывая пол. – Первый раз пришла, так он мне сказал, чтоб я бабушку ему нашла.
У каждого соцработника свой «дневник», где он записывает оказанные услуги. После выполнения всех работ Раиса садится за стол и делает отметки, что сделано, а что нет. А заодно спрашивает у Леонида Никитовича о его недавнем конфликте с одним из внуков (тот украл у деда пенсию и положил на сберкнижку на своё имя).
– Он вчера был у меня. Мы с ним поругались. У меня тут участковый сидел, старший лейтенант, он и пригласил внука. На мой звонок тот бы не ответил. Он привёз сберкнижку, а я ему говорю: «Ты сейчас их помаленьку доставать собираешься или будешь дожидать, когда подохну?». Ну, а он обиделся. Я говорю полицейским: «Пусть он мне деньги обратно привезёт, и всё, ничего не надо». А он заявил, что пусть деньги лежат на книжке. И ему ничё, что он меня без гроша в кармане оставил, – с обидой в голосе жалуется ветеран…
Жизнь дороже денег
Посещения у соцработников распланированы на всю рабочую неделю. По понедельникам и четвергам – одни клиенты, по вторникам и пятницам – другие. По средам все занимаются документами, сопровождают стариков в больницу.
– Некоторые наши старички нам ключи дают. Кто-то – только от домофона, другие и от квартиры оставляют, если боятся, что в обморок могут упасть внезапно. Если приходишь – дверь не открывают, значит, что-то случилось, – говорит Раиса Рафаиловна.
В её практике был случай, когда одна бабушка потеряла сознание, а ключей от её квартиры у соцработника не было. Пришлось вызывать сотрудников МЧС, чтобы помочь бедной женщине. Слава Богу, обошлось. В другом же случае спасатели тоже вскрывали дверь, но хозяин квартиры, к сожалению, уже… остыл.
У социальных работников работа делится на предоставление гарантированных услуг и дополнительных.
– Например, я полы должна один раз в неделю мыть – это гарантированная услуга. Если я помою два раза или квадратные метры больше 23-х – это уже дополнительные, значит, они должны будут доплатить. Всего в месяц эта доплата для них составляет в пределах 100 рублей, – рассказывает Раиса по дороге.
400 услуг – обязательная норма, которую должен выполнить каждый соцработник, а всё, что свыше, дополнительно отражается в зарплате. Среди клиентов есть льготники, которым гарантированные услуги положены бесплатно, и те, кто за них платит. В числе последних Аграфена Георгиевна, которой нужно сопровождение по больницам, систематическое медицинское наблюдение, например, измерение давления и проведение тестов на сахар.
Дочерний долг
До того как пойти работать в «Берегиню», Раиса Розаева кашеварила в ресторане. А потом поваров сократили, и она решила сидеть дома с внучкой. Хватило её ненадолго.
– Тоска дома сидеть, очень тяжело. Я этих пожилых понимаю, сама посидела дома, общения ноль. А они ведь Интернета не знают, подруги у многих уже умерли. Нам, соцработникам, на психологическую помощь даётся полчаса, чтобы мы общались с клиентами. Но обычно получается так, что занимаешься каким-то делом и слушаешь, что они тебе говорят, – поделилась Раиса Рафаиловна перед тем, как мы зашли в очередную квартиру.
Она успела мне рассказать, что ей было интересно общаться с пожилыми ещё до того, как она устроилась в «Берегиню». Говорит, зайдёшь в райсполком, а они словоохотливые, ни о чём спрашивать не надо, сами всё расскажут. Вот и теперешние её подопечные жизнь прожили, хотят с кем-то поделиться опытом, знаниями, а единственный человек, который приходит, – соцработник. Ему и высказывают всё.
А почему тянет к старикам?
– Когда мне было 19 лет, я по распределению уехала из своей родной Казани, потом вышла замуж и осталась в Чите. В итоге у меня не было возможности ухаживать за своими родителями. Они ведь остались в другом городе. А вот когда я соцработником устраивалась, почувствовала, что этот дочерний долг, пусть и через чужих людей, но выполню.
Одна в четырёх стенах
Дверь Нины Васильевны, «золотой» бабушки, как говорит Раиса, она открывает своим ключом. У пенсионерки в последнее время начались проблемы с памятью, поэтому сын решил, что лучше будет, если дверь будет заперта, а у соцработника будет ключ. Сам Алексей живёт с матерью, но большую часть времени проводит на работе. Поэтому помимо уборки в квартире Раиса готовит для Нины Васильевны обед.
– Что будем варить сегодня? Кашку, может? Какую хотите? – спрашивает Раиса Рафаиловна у женщины, пока надевает сменную одежду.
– Гречневую свари, – говорит женщина и добавляет: – С молоком, не с мясом.
– Конечно, с молоком, как вы любите, – говорит Раиса и открывает холодильник.
– А тут у нас как дела? Вроде ничего не пахнет.
– Алёша вчера убирал, – тепло говорит женщина.
– Ну, вроде всё чистенько, молодец, – хвалит соцработник сына женщины, зная, что та обязательно ему передаст.
– А я и говорила ему: Рая придёт, проверит всё. А он всё равно всё забывает, всё торопится, всё скорее. Забежит на минутку и опять убегает.
Пока гречка варится, Раиса открывает окно, чтобы его вымыть. Почти через час, когда с уборкой покончено, а каша успела остыть, пенсионерка собирается к столу. Рая, конечно же, трапезу подогревает, чтобы женщине не пришлось есть холодный обед.
– Не горячая? Молока не надо добавлять? Может, хлебушка? – задаёт вопросы соцработник, заполняя свой «дневник».
– Нет, не надо. Всё и так хорошо. Рая, а ты чё чай не пьёшь? – в ответ интересуется Нина Васильевна.
– Некогда, Нина Васильевна. Да нам и нельзя чаи гонять у клиентов, – говорит с улыбкой Раиса Рафаиловна.
Когда мы уже готовимся покинуть квартирку, Раиса ещё раз проверяет, чтобы вода из кранов не текла, а электроплита была выключена. Волнуется, как бы с её «золотой» бабушкой чего не случилось.
Секрет хорошей работы
– Бывают такие тяжёлые клиенты, к которым придёшь в первый раз, они тебе на уши сядут, столько энергии отбирают, выходишь, тебя прямо трясёт. А потом постепенно привыкаешь, подход к ним находишь, – говорит Раиса на пути к Анне Степановне.
Дружеские отношения с бывшей сельской учительницей истории у Раисы начались с конфликта.
Соцработник купила не тот хлеб. Нужен был «Подмосковный», а Рая приобрела «Московский». Наверное, на том бы их общение и прекратилось, если бы в ситуацию не вмешалась Светлана Скрягина, начальница Раисы. С тех пор Раиса Рафаиловна и Анна Степановна о неприятном казусе вспоминают с улыбкой.
– Мне кажется, с ума сойду или разучусь разговаривать, если никто не придёт. Я привыкла, что есть живое общение, а не один раз по телефону. Ведь, как говорится, вся жизнь прошла в разговоре, – делится Анна Степановна, а Раиса Рафаиловна начинает привычно хлопотать по хозяйству.
…Основное призвание соцработников – помощь. Она заключается не столько в уборке или принесённых из магазина пакетах с продуктами, сколько в возможности хотя бы полчаса два раза в неделю дарить старикам тепло, чтобы они не чувствовали себя одинокими, запертыми в бетонных коробках, брошенными занятыми детьми, чтобы они были выслушаны и поняты.
Спасибо за вашу работу, Раиса Рафаиловна и все её труженицы-коллеги!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Ирина Комогорцева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№23 (1403) // 8.06.2016 г.
0 комментариев