Доктор геолого-минералогических наук, лауреат премии Совета министров СССР, профессор Забайкальского госуниверситета Юрий Васильевич Павленко появился на свет в 1937 году. Родительский дом, небольшой, бревенчатый, как и всё вокруг, стоял недалеко от того места на Большом Острове, где сейчас возвышаются мощные опоры моста через Ингоду…
Ребёнок войны
Что собой представляло то местечко, помнят немногие. Несколько улиц, главная из которых, имени Ярославского, грунтовая, пыльная, тянулась от железной дороги и плавно переходила в Московский тракт. Ещё одна пролегла вдоль берега реки, другие больше походили на переулки между огородами. Все постройки деревянные, во дворах – скотина, дрова, сено.
В 1943-м отец, оставленный по брони в тылу, выпросился на фронт, где и сложил свою голову. Жили очень трудно, бедно. Из пятерых детей один умер в младенчестве. Вскоре, после войны, не стало и матери. Оставшихся четверых сирот определили в Читинский детский дом.
О годах в казённых стенах Юрий Васильевич вспоминает с теплотой: «Благодаря детдому я стал человеком, был одет, обут, накормлен».
В третьем классе приобщился к музыке: стал играть в духовом оркестре, освоил рояль и баян. Среди оркестрантов Юра был самый маленький, но его считали очень способным. Со временем стал сочинять небольшие музыкальные произведения, даже выступал на городских смотрах.
Любовь к музыке осталась на всю жизнь, но получить музыкальное образование не довелось.
– Это сейчас о детдоме говорят с негативным оттенком. А тогда ничего плохого там не было. Ведь из тех моих сверстников, которые жили рядом с нами на Острове и за Ингодой, с которыми мы бегали по улицам, на речку, многие рано умерли от голода, нищеты. А детдом дал мне многое: выучил, следил за здоровьем, приобщил к дисциплине, ответственности. Покидая его, я должен был выбирать, чему посвятить свою жизнь: музыке или геологии.
Как становятся геологами
Во второй половине 40-х И.В. Сталин поставил задачу: укрепить оборонную промышленность страны за счёт атомной энергетики. На атомных предприятиях для изоляции от излучения требовалось много свинца. Правительство обратило внимание на свинцовые месторождения Забайкалья, но они мало разведаны. Чтобы исправить ситуацию, в 1949 году было принято решение о создании Читинского геологического управления.
Там, где стоял детдом на пересечении улиц Смоленской с Профсоюзной (сейчас – имени Горького), была почти окраина Читы. Немного выше, на Новобульварной, возвышалось трёхэтажное кирпичное здание, построенное ещё до революции. А за ним – сосновый лес, заросли багульника. Среди деревьев – остатки бараков, в которых ещё недавно обитали военнопленные японцы. Вот это место выбрали для своей базы геологи.
Именно здесь разместили управление, которое все называли конторой, невдалеке построили двухквартирные жилые дома для сотрудников, огородили территорию, где хранили мешки и пакеты с песком, которые называли пробами. Вездесущих ребятишек это очень привлекало. Позже геологи взяли шефство над обитателями детского дома. Устраивали у себя концерты подшефной группы, рассказывали о работе, приносили подарки, беседовали о житье-бытье. Вот так в сознании ребят формировалось представление о профессии геолога, овеянной романтикой солнца и ветра.
После средней школы Юрий поступил в Иркутский геологоразведочный техникум. Получив красный диплом, прибыл в родное Читинское геологическое управление, в котором трудился 51 год, вплоть до его расформирования в 2006 году. Заочно окончил Иркутский политехнический институт, через 10 лет стал кандидатом геолого-минералогических наук.
Полвека вместе
В 1830 году газимурские рудознатцы в пади Солонцы обнаружили цветной камень – флюорит. В советское время здесь возник рудник Солонечный. Но серьёзных исследований по запасам плавикового шпата (флюорита) не было.
Сюда с Новоширокинского золото-полиметаллического месторождения перевели 26-летнего Юрия с заданием расширить сырьевую базу действующего флюоритового рудника. В первый же год открыли, затем разведали Брикачанское флюоритовое месторождение (недалеко от Солонечного), которое значительно пополнило запасы руд действующего предприятия.
Сейчас это месторождение уже отработано. А в 60-х посёлок горняков процветал. Приехали геологи, строители, учителя. Среди них и встретил молодой человек ту единственную на всю жизнь, с которой вместе уже более полувека.
Супруга Надежда Николаевна вспоминает:
– Я жила в общежитии, преподавала в местной школе русский язык и литературу. С Юрой меня познакомила наша общая приятельница. Стройный, высокий, загорелый, очень подвижный, он покорил меня сразу. От него исходила какая-то позитивная энергетика. Он говорил много, интересно. Я как литератор сразу отметила его грамотную речь. Встречались всего 2-3 раза, но оба интуитивно почувствовали, что нужны друг другу. Стали жить вместе. Через два года официально оформили свои отношения. Там же, в Солонечном, родились наши дети.
Дети всегда были и остаются радостью и гордостью четы Павленко. Выросли незаметно, хорошо устроились в жизни. Всегдашняя отличница, старшая Елена имеет дипломы двух высших учебных заведений Москвы и Ленинграда, программист высшей категории. Сын Дмитрий – актёр театра и кино. Служит в Московском театре имени Ермоловой. Жена его Наталья Селивёрстова – актриса того же театра. Их дочь, внучка Полина, оканчивает Московскую государственную академию хореографии при Большом театре, участвует в спектаклях Большого и других театров Москвы.
Когда-то отец убаюкивал своих малышей песенками собственного сочинения. Позже, с появлением внучки, опять же сочинял для неё стихи, на которые сам же писал музыку.
Дома стоит пианино, сидя за которым, хозяин часто отдыхает, умножая свои произведения. Ведь он сам себе и поэт, и композитор, и исполнитель.
Жена Надежда Николаевна – заслуженный работник культуры РФ, более 40 лет проработала в Читинской телерадиокомпании, автор популярных телевизионных циклов, в числе которых и «Московский тракт».
Работа в Германии
В 1976 году руководство ГДР обратилось к советскому правительству с просьбой направить квалифицированного специалиста для оценки прогнозных ресурсов флюорита. Выбор пал на Ю.В. Павленко. Он был первым постоянным главным консультантом СССР по флюориту и бариту. По приезде обследовал известные горнорудные предприятия и залежи, открыл новое месторождение флюорита, внёс министерству предложения по увеличению сырьевой базы минерального сырья для горнодобывающих предприятий ГДР.
– Немцы устроили мне проверку. Оказывается, за год до меня этой же работой занимались три доктора наук из Москвы и Ленинграда, которые выдали свои заключения. Мне об этом не было известно. Когда выяснилось, что я не только подтвердил концепции предыдущих коллег, но и дополнил их рекомендациями и предложениями, отношение ко мне как учёному изменилось. 26 немецких специалистов, работавших со мной, были награждены высокими правительственными наградами. Я тоже был в списках награждённых, но увы… Сотрудники нашего представительства в Берлине ревностно относились к моим успехам, что и сыграло роль в том, что награждение моё «затерялось».
Чудо-минерал цеолит
Есть в природе самый продвинутый по свойствам минерал, представляющий вещество, переходящее от неживой материи к живой. В 80-х годах о нём заговорили активно в связи с принятой «Продовольственной программой СССР» и решениями министерства геологии о развитии геологоразведочных работ для нужд аграриев.
Зная о том, что мой собеседник имеет к этому прямое отношение, задаю вопрос:
– Вы – лауреат премии Совета министров СССР. Что надо было сделать такого, чтоб получить это звание?
Юрий Васильевич вдруг с искринкой в глазах спрашивает:
– А вы знаете, что такое цеолит?
На моё нечленораздельное «что-то припоминаю…» говорит:
– Это очень сложное для диагностики минеральное вещество, размеры его зёрен составляют один микрон. Я придумал определять его путём опробования на язык, что значительно сократило количество дорогостоящих лабораторных исследований. Очень трудно отличить цеолит от простой глины и массы других внешне похожих минералов. Способом «липнет – не липнет» за три года открыто 27 пунктов проявлений цеолитов, по результатам исследований части которых выявлено три месторождения, в том числе – уникальное, крупнейшее в СССР – Шивыртуйское.
Читинская область оказалась наиболее перспективным на цеолиты регионом в стране. Цеолиты этого месторождения для использования в животноводстве и по многим другим направлениям изучали по специальной правительственной программе 13 ведущих научных организаций страны. Оказалось, описанные минералы – наиболее перспективное направление научно-технологической революции не только России. Вот эти успехи в апреле 1990 года и были отмечены премией Совета министров СССР.
– Ведь что такое цеолит для народного хозяйства? – продолжает Юрий Васильевич. – Прежде всего, это эффективная добавка в корма для животных. Введение его в состав минеральных удобрений даёт возможность получать высокие урожаи. В строительной промышленности с применением цеолита можно получить новый материал – пеностекло. Фильтрация воды, очищение воздуха, особенно на химических производствах… А перспективнейшее биологическое направление! И всё это цеолит. Минерал нашёл успешное применение в медицине. Удачным внедрением в хирургию были разработки, выполненные в ЧГМА под руководством профессора Н.И. Богомолова для лечения гнойных ран, ожогов, послеоперационных швов.
Результаты исследований нетрадиционного минералогического сырья обобщены в докторской диссертации Ю.В. Павленко. Разработка ряда тематических работ и оценка прогнозных ресурсов области по марганцу, сурьме, флюоритам, фосфатам, меди, железу, свинцу – тоже его вклад в развитие минерально-сырьевой базы края.
Ещё не вечер…
С 2002 года Юрий Васильевич – преподаватель ЗабГУ. Сколько же специалистов разных уровней прошли через его лекции, консультации, лабораторные и практические занятия, собеседования! Он не только член диссертационного совета по присуждению учёных званий, редакционного совета журнала «Вестник ЧитГУ», член научно-технического совета управления по недропользованию Забайкальского края, но ещё и член-корреспондент Международной академии минеральных ресурсов. Занесён в энциклопедию «Учёные России», отмечен медалями, почётными знаками «Отличник разведки недр», «За заслуги перед Отечеством», «Почётный разведчик недр»…
Сегодня его интересы связаны с глубинами нашей планеты и даже Вселенной.
Пожелаем ему успехов!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Людмила Арзамасцева
Фото из архива Ю.В. Павленко
«Читинское обозрение»
№13 (1393) // 30.03.2016 г.
0 комментариев