Когда дороги Читы ещё не знали асфальта, а автомобили можно было пересчитать по пальцам, Анатолий Сенотрусов пришёл служить в ГАИ. Было это 14 февраля 1964 года.
Регулировщиков уличного движения в Чите тогда было всего десять человек. Когда светофоры сдавали сбой, эти люди выходили на дорогу с жезлом и управляли потоками машин и пешеходов. Анатолий Семёнович признаётся, что работа была ему по душе, но куда интереснее было потом, когда стал инспектором ГАИ.
Учителей было мало, постигать тонкости профессии приходилось самому, что приводило ко многим казусам. Вспоминает, как оформлял первое в жизни ДТП. На перекрёстке улиц Петровская – Полины Осипенко водитель «ЗИЛа» сбил пожилого мужчину, сломав ему ногу. Молодой инспектор забрал у водителя «права» и отпустил домой. А наутро пешеход скончался. Пришлось Сенотрусову вместе с коллегой разыскивать водителя, который жил в глухой деревушке в Улётовском районе. Когда они постучали к нему в дом, на порог вышел хозяин и пятеро ребятишек. Увидев милиционеров, они принялись рыдать…
Общаюсь с Анатолием Семёновичем и понимаю: службу ГИБДД он знает так, как многие и не мечтали. Оформлял ДТП, принимал экзамены, проводил занятия в школах и трудовых коллективах, осуществлял технический осмотр транспорта и даже учитывал, сколько машин в час проходит на перекрёстке Новобульварная – Шилова, чтобы до секунды рассчитать, сколько времени должны гореть сигналы светофора.
– Только на дороге можно встретить от учёного до шофёра-выпивохи и к каждому найти подход, – признаётся Анатолий Семёнович.
На своём веку ему пришлось поработать и в дежурной части ГАИ, а потом и вовсе стать командиром дивизиона дорожно-патрульной службы. В его подчинении тогда было 162 инспектора.
– Они не боялись руководства, но все хорошо понимали поставленные задачи, поэтому работали на совесть, – отзывается о бывших коллегах ветеран.
Не обошли ГАИ и социалистические соревнования: сработаешь лучше других на профилактику ДТП – получишь премию. Вот и ходатайствовал о награждении своих ребят командир дивизиона: кому – 10 рублей, а кому – 5.
Была и другая форма поощрения. 40 лет назад улица Новобульварная была очень аварийной, особенно участок от ЗабВО до улицы Шилова. Командирам отделений и взводов была поставлена задача – ликвидировать аварийность в течение трёх месяцев, и тогда командир будет ходатайствовать о получении внеочередных званий. Сейчас Анатолий Семёнович со смехом вспоминает, как некоторые инспекторы чуть ли не жили на этом участке вместе с детьми, жёнами и тёщами. И результат не заставил себя ждать. Аварийность была снижена до нуля.
Многие нововведения в современной полиции – это хорошо забытые старые формы работы, уверен Анатолий Семёнович. Например, работа «скрытых» экипажей ДПС, когда инспекторы ГИБДД патрулируют улицы в гражданских автомобилях. Эта форма работы была очень актуальна в 70-х годах.
Наш герой вышел на пенсию уже более 20 лет назад. Улыбчивый и добродушный, с тонким чувством юмора, он готов и сегодня охранять дорожный порядок.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Юлия Бабкина
Фото из архива А.С. Сенотрусова
«Читинское обозрение»
№8 (1388) // 24.02.2016 г.
0 комментариев