Верите, что двухлетний ребёнок всего лишь после месяца занятий может играть на музыкальном инструменте? Ещё совсем недавно лично я ответила бы отрицательно на этот вопрос. Но благодаря знакомству с Еленой Есиной теперь я кое-что знаю о раннем музыкальном развитии.
Словосочетание «человек мира» – это про неё. Родившись в Чите, всегда мечтала много путешествовать. И в 19 лет уехала из родительского дома, окончив Читинское музыкальное училище. Успешно выучилась по классу фортепиано в Новосибирской консерватории, задумалась: что же дальше? Размеренная жизнь, серые будни и отлаженный быт не по душе. Хотелось повидать мир, других людей, ощутить на себе дыхание океана, прикоснуться к древним камням соборов и замков Европы.
Лена оказалась мечтателем активным: не просто витала в облаках, а осуществляла свои мечты. Уже через год она проходила стажировку в Германии, где прожила пять лет. За это время объездила всю Европу, всё больше влюбляясь в её величественные здания, мощёные улочки и в людей. Обучение по системе Вальдорфшуле дало возможность общаться с немецкими старшеклассниками, которые слушали молодую учительницу из России с большим интересом. Именно в Германии она познакомилась с креативной музыкальной Орф-педагогикой, которую применяет сейчас на занятиях с читинской детворой.
Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895-1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-шульверк или Орф-подход наряду с методами Кодай, Далькроза, Судзуки служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Орф-подход – это «путь обучения, ориентированный на потребности ребёнка», который рассматривает музыку как базовую систему, подобную речи. Как каждый ребёнок без формальных указаний может научиться языку, так может научиться и музыке. Это часто называют «элементарное музицирование», потому что изучаемый учениками материал является «первичным, простым, естественным и близким к миру детских мыслей и образов».
Орф-подход приближен к миру детской игры, занимающиеся по этой системе дети чувствуют себя легко и комфортно, учась новому и часто абстрактному музыкальному мастерству, лучше изучая музыкальный инструмент или приёмы игры, избегая ощущения оценки от своих знакомых и учителей. Участвующий в Орф-уроках ребёнок не чувствует напряжения в исполнении, поскольку каждый ученик в классе рассматривается как равный, даже при исполнении соло.
Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. И наш город тоже не стал исключением. Благодаря Елене и её коллегам юные горожане (а также их родители, дедушки и бабушки!) могут учиться музыке. Есть те, кто всегда мечтал петь, но возможности обучиться не было, и даже песню «Во поле берёзка стояла» не знал, а теперь, благодаря посещению занятий по системе Орфа, которые проходят в открытой недавно студии «Репетитор», может похвалиться неплохими вокальными данными.
Особое внимание, конечно, – младшим учащимся. Начиная с двухлетнего возраста, они учатся музицировать на шумовых инструментах. А затем, прочувствовав ритм и возможности своего тела, берутся за более сложные инструменты. И всё это в весёлой, игровой форме. Для таких целей и проходят занятия по нескольким направлениям, включая уроки фортепиано, вокал, теорию музыки, группы раннего музыкального развития и многое другое.
Сложнее всего, по словам музыкального педагога, заниматься с детьми, имеющими проблемы с речью, слухом, страдающими ДЦП. Но и им можно помочь, если вооружиться знаниями и желанием сделать жизнь ребятишек ярче и радостнее, уверена наша героиня.
После Европы Елена смогла побывать во многих удивительных странах. Египет, Южная Корея, Сингапур, Турция, Таиланд… Её выступления повсюду неизменно имели успех. В одной из этих стран Елена ещё раз получила подтверждение тому, что, если уметь «мечтать правильно», то всё исполнится…
Грустная от того, что скоро придётся возвращаться в холодный Новосибирск, сидела она за роялем в одном из отелей Египта. И вдруг к ней подошла женщина, красивая, как фея, и спросила: почему вы такая печальная? В её глазах было столько участия, что Елена неожиданно для себя рассказала про то, что одинока и очень хотела бы завести семью, да вот жизнь не складывается… А женщина только улыбнулась: «Всё исправится очень скоро, вы только напишите свои желания на листке бумаги, но при этом твёрдо верьте, что им суждено исполниться». Елена усмехнулась про себя: если бы всё так легко решалось…
Слова случайной знакомой запали в душу, и на следующий день, посмеиваясь над собой, она всё-таки сделала «сетку желаний» на простой салфетке и отправила её в плаванье по волнам Мёртвого моря. А дальше, как говорится, хочешь верь – хочешь не верь, но уже через месяц встретила любимого мужчину и вышла замуж. А через пару лет стала счастливой мамой сына и дочки, в которых души не чает.
Сейчас наша землячка снова в родной Чите. Несмотря на семейные заботы-хлопоты, она всё та же неунывающая 19-летняя Лена, у которой в сутках 25 часов, а идей и планов столько, что на дюжину людей хватит. Во многом организовать концертную деятельность помогают российские немцы из городской общественной организации немцев «Хофнунг» («Надежда»), членом которой она недавно стала, и особенно председатель «Хофнунга» Ирина Решта.
Елена Есина и на органе играет, и с друзьями общается, и благотворительностью занимается, и готовит к Пасхе мюзикл по произведению местного композитора Вячеслава Дутова, с которым у нашей землячки завязалась дружба. В мюзикле примут участие её ученики. Репетиции ведутся на самом серьёзном уровне. И никто не делает скидку на юный возраст. Артист – он в любом возрасте артист!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Ольга Харчева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№6 (1386) // 10.02.2016 г.
0 комментариев