Эта удивительная женщина появилась в моём доме нежданно-негаданно. Сначала раздался звонок: «Елена Викторовна, извините, но хотелось бы с Вами познакомиться. Заочно знаю Вас множество лет…». А почему и нет? Объяснила, где живу, назначили день, и вот на пороге появилась яркая, праздничная, как бенгальский огонь, Людмила Зражевская. И с первых минут образовалось ни с чем не сравнимое чувство духовного родства, как будто мы были знакомы и дружны много лет.
Людмила привезла мне в подарок записанные на электронный носитель свои песни, и, конечно же, мы их включили, и начался импровизированный концерт… Я слушала мелодии, слова, и то и дело у меня мелькала мысль: как же так случилось, что нигде и никогда в нашем городе я не слышала этих песен, этой фамилии? А ведь Людмила, как и я, коренная читинка, всю свою жизнь провела в Забайкалье. Впрочем, такие вещи, к сожалению, происходят весьма нередко, ведь, как известно, в своём Отечестве пророков нет.
Всего Людмила написала около 70 песен – её слова, её музыка. Профессиональные аранжировщики помогли отточить произведения, хорошие исполнители сделали студийные записи. Можно проводить концерт хоть сей момент. Только пока никаких предложений не поступало.
Две песни Людмилы впервые позвучали на декабрьском концерте Марии Лапердиной, который был назван, как одна из песен Зражевской, «Река жизни». Публика очень тепло их встретила. Но дальше-то что?..
Мы очень много и подробно общались с Людмилой в нашу первую и несколько последующих встреч. Так кто же она такая, эта женщина-песня, женщина-праздник?
Людмила Егоровна родилась в Чите в 1963 году. Сколько помнит себя, всё время пела, как птичка певчая. Пела и мечтала играть на пианино. Лет в пять нашла картонку, изобразила на ней белые и чёрные клавиши и могла часами сидеть, «играть» на инструменте своей мечты. Родители, Егор Петрович и Валентина Фёдоровна, видели эту «пламенную страсть» , но материальные возможности были невелики, и потому оставалось маленькой Людочке только мечтать: а вдруг какое-то чудо произойдёт, а вдруг всё же она когда-то станет играть на пианино?..
Мечты мечтами, но Валентина Фёдоровна сделала очень важный на тот момент шаг: она увела свою дочь-дошкольницу в ближайшую школу и отдала в музыкальный кружок, который действовал при читинской средней школе №2. На каждое занятие она бежала в буквальном смысле как на праздник. И когда пожилой учитель, руководивший этим кружком, собрался уходить на заслуженный отдых, он настоятельно посоветовал Валентине Фёдоровне отдать ребёнка в музыкальную школу.
И – вот же материнская жертвенная натура! – повздыхав, подумав, Валентина Фёдоровна всё же решилась купить для дочки вожделенное пианино. С рук, в рассрочку. Какое это было счастье для маленькой Люды! Она, конечно же, пошла в музыкальную школу и относилась к инструменту как к живому существу – протирала его от пыли, разговаривала с ним, гордилась им…
Может, её жизнь сложились бы совсем иначе, если бы не досадная неприятность в музыкальной школе. Дело в том, что первые пять классов Люда закончила на отлично (она и в общеобразовательной школе училась прекрасно), но в шестом классе у неё появилась новая преподавательница. На занятия в музыкальную школу девочке приходилось и зимой, и летом бегать пешком. Иногда, в лютые морозы, руки застывали настолько, что, прибегая в музыкалку, девочка первым делом подбегала к печке и пыталась на горячих кирпичах отогреть руки. Преподавательнице это не нравилось. Она кричала на свою ученицу, шлёпала по рукам, и Люда, уже тогда обладавшая сильным, независимым характером, сначала возненавидела свою учительницу, а потом и музыкальную школу.
В седьмом классе девочка решительно заявила маме: «Я больше не хочу учиться в музыкальной школе!». Мама была потрясена: как, ведь ребёнок буквально с пелёнок грезил музыкой?! Но Люда ничего не стала объяснять маме. «Не буду больше учиться!» – вот и весь разговор. Правда, общими усилиями кое-как уговорили её хотя бы сдать экзамены за седьмой класс музыкальной школы…
После окончания средней школы Людмила пошла учиться в кооперативный техникум, поступила на отделение товароведения промышленных и продовольственных товаров. Она всегда была очень общительным, коммуникабельным человеком, вокруг неё всегда были люди – друзья, подруги. К тому же, училась она стабильно хорошо. С любой практики неизменно возвращалась с самыми добрыми отзывами руководителей, так что проблемы с устройством на работу после окончания техникума у неё не было.
Так незаметно пролетело несколько лет. А в 1990 году девушка познакомилась со своим будущим супругом – Сергеем Зражевским. Выпускник Московского военного института международных отношений, коренной забайкалец, он приехал в это время проведать своих родителей. В стране начинались бурные и не всегда радостные перемены. А тут, познакомившись с Людмилой, молодой человек понял: он останется здесь, на родине. Его родителям нужна поддержка и помощь, а тут ещё, кажется, нашлась и его судьба…
Они оба были молоды, честолюбивы и работящи. Ни у Людмилы, ни у Сергея не было богатых и влиятельных родственников, которые на первых порах могли хотя бы поддержать своих детей, так что весь путь к сегодняшнему благополучию и достатку – а это был, ох, непростой и нелёгкий путь! – молодые супруги проделали сами, надеясь только на себя, на свои знания, руки, умения.
Чем они только ни занимались в первое время! Колбасный и кондитерский цеха, теплицы, свои магазинчики – всего не перечислишь. Спали по три-четыре часа в сутки, без праздников и выходных, сами вникали во все мелочи, как и должны настоящие хозяева.
Знание Сергея английского и китайского языков тоже было неплохим подспорьем в работе. В общем, если вспомнить сейчас, где и сколько они поработали не только собственными головами, но и руками, список окажется весьма внушительным.
Шло время, подрастала дочь Катя. Вышла замуж, и вдруг однажды раздался звонок:
– Мам, ты только не падай от удивления, я от врача… У меня будет двойня!
– Ура! – закричала будущая бабушка, да так, что Сергей аж подскочил:
– Да что случилось-то?!
– Мы с тобой скоро сразу дважды станем дедушкой и бабушкой!
Для обоих Зражевских это действительно стало самым радостным событием.
Наступил день, и в доме появились два цветных кулька с младенцами – Ариша и Полина. И жизнь всей семьи поменялась кардинальным образом. Людмила безоговорочно решила, что отходит от дел, занимается только домом и внучками. И она всю себя отдала этому благому делу. Молодые родители, естественно, делали всё, что положено, но всё же основной груз забот упал на бабушку и деда. А они только радовались этим долгожданным заботам и хлопотам.
Сейчас внучкам по девять лет. Обе, кроме общеобразовательной, посещают музыкальную школу.
А Людмила? Несколько лет назад, как говорится, ни с того, ни с сего вдруг стали возникать в её голове мелодии, слова. Она начала их записывать. Сергей, заметив новое увлечение жены, подарил ей «Ямаху», на которой теперь Людмила сочиняет свои песни. Пришло время, и Сергей посоветовал ей обратиться к профессионалам – аранжировщикам, исполнителям. И вот появились первые песни, которые Людмила выкладывает в Интернет, дарит друзьям и знакомым.
Давнишнее детское увлечение столько лет спустя ворвалось в жизнь зрелого человека и теперь не даёт спокойно жить. Впрочем, Людмиле Зражевской спокойная жизнь и никогда-то не была нужна, а сейчас и подавно.
У неё очень много увлечений и любимых занятий. В её доме огромное количество всевозможных цветов. На даче в иные годы она умудрялась высаживать сотни и сотни сортов всевозможных декоративных растений. В её доме живут две старенькие собачки, за которыми она ухаживает как за детьми, и те, кто пытается ей посоветовать «облегчить свою жизнь», усыпить их, немедленно становятся её личными врагами. А ещё есть огромный аквариум с очень красивыми и редкими обитателями, и всё это тоже требует неусыпных забот и времени.
А кроме того, на одной лестничной площадке с Сергеем и Людмилой живёт дочь Катя со своим семейством и Валентина Фёдоровна, мама хозяйки дома. Так что в течение дня Людмила не один раз наведывается к маме, смотрит, как она, не нужна ли ей какая-то помощь, заглядывает к детям. Ну, а когда Арина и Полина возвращаются из школы домой, едва успев переодеться, они стремглав летят к дедушке с бабушкой. А потом дедушка будет заниматься с ними английским языком, а бабушка – музыкой и другими предметами…
И только поздно вечером, когда все разбредутся по своим квартирам и комнатам, и в доме станет тихо и безлюдно, Людмила сядет за свою «Ямаху», и к ней придут новые мелодии и слова…
Казалось бы, ну, зачем ей всё это нужно? Это не приносит ни денег, ни славы, это будоражит душу и не даёт спокойно спать. Но это же заставляет биться сердце, окрыляет, дарит людям мгновения радости и счастья, что уже само по себе очень и очень немало.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Елена Стефанович
Фото из семейного архива
«Читинское обозрение»
№4 (1384) // 27.01.2016 г.
0 комментариев