О выпускниках, тяготах и танцах мы побеседовали за чашкой чая с Надеждой Фёдоровной Шмаковой. Она и её супруг Виктор – бывшие артисты балета ансамбля ЗабВО. Ансамбль расформирован, а на пенсии дома не сидится – продолжают танцевать сами и учат этому читинских детей.
Надёжда Фёдоровна, а большая разница между современными детьми и теми, что занимались у вас, скажем, 20 лет назад?
– Дети сильно изменились. Раньше они были более внимательными, ответственными, добивались совершенства в исполнении номеров. Сейчас больше отвлекаются на компьютеры, планшеты, телефоны. Очень стали болтливыми. Родителям нужно быть более внимательными к детям, научить их расставлять приоритеты.
Но мы всё равно их любим такими, какие они есть. Это всё равно наши дети, и их всех объединяет любовь к танцам, все они наши «огонёчки». Мы сами учим стихи с детьми, делаем номера с использованием стихов. Например, показываем стихотворные сказки «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и другие. Все удивляются этому. На региональной «Минуте славы» ко мне подходила профессор из Академии культуры и сказала: «Многое видела, многое слышала, но чтобы танцоры со сцены вот так читали сказку… Это здорово!». А мы ещё и сочинения пишем после каждой поездки. У меня таких сочинений за 25 лет накопилось несколько коробок! Иногда перечитываем, вспоминаем. Душу греют. Вся жизнь в них.
На какие качества в ребёнке обращаете внимание, когда проводите набор в ансамбль?
– Ребёнок должен быть ответственным, заинтересованным в этом занятии, и тогда всё получится. Когда у детей начинает что-то получаться, ты их отмечаешь – у них так загораются глаза, вы бы видели!
Танцующие, да и вообще занятые, дети более успешны в жизни. Это видно и по нашим выпускникам. Они, как правило, реже сбиваются с пути. Мы учим их не только танцевать, но и правильно относиться к родителям, учителям, учёбе. Приятно видеть благодарность родителей, которые после наших поездок на выступления не узнают своих деток, радуются переменам.
Занятия танцами не мешают основной учёбе в школе?
– Я сразу предупреждаю детей и родителей: учёба на первом месте. Мы должны работать с основной школой слаженно. В течение года отрабатываем 40 с лишним концертов, и если ребёнка снимаем с уроков, то значит, он должен быть хорошим учеником, чтобы эти отлучки не сказались на учёбе. Если узнаём, что дети отстают на уроках, то сами подтягиваем их. Объясняем: хочешь ездить на выступления, надо хорошо учиться.
Можно ли научить танцевать «деревянных», абсолютно не пластичных и не способных к танцу детей?
– Что значит «деревянные дети»? Все мы не сразу умели ходить, говорить. Я уверена: всему можно научиться, главное – желание. Сколько таких «гадких утят» мы превращаем в прекрасных лебедей – красивых, статных! Походочка – как в море лодочка, на наших девчонок оглядываются! Ну, и, конечно, нужно пораньше отдавать детей на танцы. «Растанцевать» 15-летнего парня труднее, чем 7-летнего мальчишку.
Кем из выпускников Вы гордитесь?
– Горжусь всеми! Кто-то пошёл по нашим стопам и продолжает танцевать, а кто-то просто стал хорошим человеком. На юбилейный концерт, который планируем в следующем году, обещали приехать более 70 выпускников. Очень хочется всех увидеть. Ведь каждый год приходится буквально рвать сердце на кусочки: провожаем мальчишек в армию, радуемся их золотым медалям… Расставаться всегда тяжело.
А какие ещё трудности в Вашей работе кроме таких расставаний?
– Самая большая – отсутствие финансирования. Именно поэтому без помощи родителей мы не обходимся, больше нам никто не помогает. Раньше администрация помогала, теперь нет. Даже ремонт к 20-летию мы с семьёй делали сами. Потому что состояние класса было ужасное. Администрация только окна отремонтировала – пожалуй, вся помощь за 20 лет.
Что же тогда помогает наполняться оптимизмом?
– Мой ХХ век, воспоминания. Молодость у меня была яркой, интересной. Пионерия, комсомол – сколько всего было! За 50 лет творческой жизни я накопила столько оптимизма, что теперь могу его раздаривать без жалости.
Есть моменты в жизни, о которых жалеете?
– Жалею о расформировании ансамбля ЗабВО. Я была солисткой в ансамбле, отработала артисткой балета двадцать лет. Это моё, родное, душа болит до сих пор.
Что считаете главным в танце?
– Сюжет. Если он есть, номер смотрится, запоминается, всегда будет в памяти зрителя. И это главное. Если тебя помнят, значит, ты не зря работал.
А собственные дети Вас радуют?
– У нас с супругом сын – Евгений, он уже взрослый. Работает с нами уже около 15 лет. Тоже танцевал в ансамбле. Хороший трюкач, руководит группой мальчиков. А ещё он отменный оператор. Всегда пишет нам музыку к танцам, и когда мы куда-то приезжаем на конкурсы, то наши танцевальные постановки всегда хвалят.
Ещё у нас двое внуков. Рома восьми лет и Катюша – полутора. Уже пританцовывает, подвижная. Рома тоже с нами танцует, выступает, хороший ведущий. Тяга к танцам у внуков прослеживается. Так что нам есть кого учить ещё много лет!
Все материалы рубрики "Наши люди"
Беседовала Надежда Дорощенко
Фото Алексея Мясникова
«Читинское Обозрение»
№39 (1314) // 24.09.2014 г.
0 комментариев