В прошлом выпуске моей колонки я пообещала, что расскажу о новой книге стихов и прозы забайкальского писателя Бориса Константиновича Макарова.
Но вот сейчас я в некоторой растерянности: чем же для меня явилась новая книга Бориса Константиновича? Я давно и с огромной любовью и уважением отношусь к творчеству этого человека. И не могу привыкнуть к тому, настолько он искренен, откровенен, добросердечен и простосердечен. И ещё — по-детски наивен. Один молодой человек, пытающийся писать, во время «Забайкальской осени» подошёл ко мне на площади Ленина, держа в руках фолиант Макарова, и растерянно спросил: «Ну, Макаров — можно сказать, классик? И ему уже восемьдесят лет? Понять не могу: ну, а где опыт и мысли его поколения? И вообще, чем он отличается от тех, кто во внуки и даже правнуки ему годится?». Он стоял передо мной, немедленно желающий понять тайну настоящего творчества, и был искренно удивлён: тайна куда-то ускользала, расплывалась в строчках новой книги, и ничего «особенного» не попадалось на глаза этого «читателя»… Я усмехнулась: «Восьмидесятилетний человек не стесняется быть таким искренним, распахнутым настежь. Он открывает читателям своё сердце, не прячась за надуманной многозначительностью и жизненным опытом. Вот я лично просто преклоняюсь перед этим человеком». Юный пиит пожал плечами: «И это — повод для уважения и преклонения?». Усмехнулся и пошёл дальше по площади… А мне стало так его жаль! Не понимать ТАКИХ вещей?
В этом году просто какое-то нашествие участников. И все сами о себе весьма высокого мнения. И приходится сожалеть, что сейчас нет с нами ни самого Михаила Евсеевича Вишнякова, других наших требовательных стариков, которые могли бы одной фразой поставить на место зазнавшегося…
Путь в Литературу, вообще в Творчество, начинается с воспитания души. С умения ПОНИМАТЬ и ЦЕНИТЬ сделанное до нас. Чтобы сделать, сказать, написать что-то новое, вовсе не обязательно оплевать и отринуть уже сделанное. Лично я счастлива тем, что принадлежу к поколению, которое было счастливо тем, что находится в одном зале с такими, как Борис Александрович Костюковский, который когда-то приезжал к нам на «Забайкальскую осень», Валентин Распутин, Станислав Золотцев, Василий Иванович Балябин и многие другие: люди-памятники, люди-эпоха, люди-события. Это очень важно — уметь восхититься и по-хорошему позавидовать: «Я тоже хочу стать таким!».
Я всю жизнь восхищаюсь Борисом Константиновичем. И, увы, я уже никогда не стану такой, как он. Но, по крайней мере, мне удалось стать, как я. Всегда говорила своим ученикам, молодым литераторам: «Не стремитесь стать «как Пушкин», «как Лермонтов», будьте, как вы!». Слава Богу, никто ничьего места ни в Литературе, ни в жизни не занимает. Каждый занимает своё собственное место.
Все материалы рубрики "Разговор по душам"
Елена Стефанович
Фото Е. Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№39 (1627) // 23.09.2020 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев