Вот и середина декабря. Каких-то две недели, и – снова детский смех, и «Ёлочка, зажгись!», и полчища седобородых дедов морозов со своими снегурочками по всей стране будут радовать взрослых и детей новогодними подарками, карнавалами, ощущением чуда и счастья…
Вчера двенадцатилетняя внучка спросила меня: «Бабушка, а если бы Дед Мороз на самом деле существовал, чего бы ты пожелала?». И я призадумалась…
Около моего дома живёт пёстрый уличный кот, который прячется от мороза между трубами теплотрассы. Он каждый день ждёт меня, выглядывает, когда я принесу ему чего-нибудь подкрепиться. Несколько дней назад я принесла ему плошку макарон с фаршем. Только поставила миску на люк теплотрассы, только он принялся жадно поглощать угощение, как из-за угла дома вылетел бомж, грязнущий, трясущийся от холода, схватил эту миску и буквально в один приём опустошил. Оглянулся, увидел мои округлившиеся от удивления глаза, пробормотал извиняющимся голосом: «Мать, жрать хочется!». Уткнул нос в грязный ворот свитера непонятно какого цвета, и – засеменил куда-то со двора…
Разумеется, я принесла коту добавки. Но все эти дни в глазах – синее лицо человека без определённого места жительства, который жадно поглощал предназначенную коту еду…
Только давайте не будем заводить бесплодных дискуссий на тему, как хорошо и богато живут бездомные побирушки. Не по-человечески это как-то. Я сама, и многие мои коллеги-журналисты не однажды занимались устройством этих людей в приюты, откуда они, отоспавшись и маломальски отъевшись, безоглядно убегают. Убегают вследствие своей социальной инвалидности, а эта инвалидность пострашнее физической будет.
Дело ведь в том, что они выживают, как те же животные: день прошёл, и – слава Богу. Происходит ужасная деградация человеческой личности, теряется сама привычка к человеческому существованию, иначе бы все они умерли от ощущения ужаса своего житья-бытья.
Тут очень серьёзные государственные программы нужны, с участием правоохранителей, медиков, психологов, закрытые интернаты, где этих людей можно было бы постепенно возвращать в жизнь…Но уж куда там – при наших-то сегодняшних всеобщих проблемах! И потому всё, что пока нам остаётся – сунуть бездомному что-нибудь съестное или несколько рублей, дать какую-нибудь одежонку потеплее, чтобы элементарно выжил, не замёрз, вот и всё…
Так чего бы я попросила у Деда Мороза, существуй он на самом деле? Я попросила бы его, наверное, изменить наш мир так, чтобы не страшно было смотреть новостные программы ЦТ. Чтобы не гибли люди, а все дети были здоровы и счастливы. Чтобы не было бездомных бродяг, погибающих от голода и холода. Чтобы у каждого человека было на земле место, где его всегда ждут, где находится его койка и близкие ему люди. Я хотела бы, чтобы мечты наших мальчишек и девчонок исполнялись благодаря их способностям, трудолюбию, а вовсе не благодаря наличию (или отсутствию) толстого кошелька в родительских карманах…
Хотелось бы, чтобы мир всё-таки становился добрее к каждому из нас. Чтобы все мы становились добрее и доброжелательнее друг к другу. Чтобы каждый, хотя бы понемножку, где только мог, творил добро.
Все материалы рубрики "Разговор по душам"
Елена Стефанович
«Читинское обозрение»
№50 (1430) // 14.12.2016 г.
0 комментариев