В тот день моя знакомая позвонила мне около полуночи. «Извините, – говорила она дрожащим голосом, – так поздно звоню… Не могу прийти в себя, всё думаю… Вы знаете, что в нашем посёлке мужик убил двоих детей, мальчика и девочку? Просто забил насмерть, и всё». «Как это?!» – потрясённо воскликнула я. «Вот так. В теплице»…
Мы разговаривали долго. Ещё никто ничего толком не знал. Но сам факт зверского убийства, несмотря на постоянные жуткие криминальные сводки по стране и в мире, всё же никак не укладывался в голове.
А потом в забайкальских СМИ пошли подробные сообщения об этом злодействе. Сначала меня поразило вот такое сообщение: «Пока ещё не известны причины такого поступка подозреваемого». Мама дорогая, а какие же должны быть «причины» для кровопролитной расправы над детьми?!
Потом появилось сообщение: мол, дети дерзили соседу, он давно подозревал их в хищении овощей со своего огорода… Народ, ау! С каких пор кулёк зелёных помидоров стал поводом для убийства ребятишек?
А после появились уже подробные изложения «душевных страданий» убийцы: мол, дерзкие были детишки. Всё время спорили с ним, несчастным, насмехались и т.д. Вот он и не выдержал – взял молоток и пошёл с насмешниками юными разбираться. Разобрался. Закидал тела детей ботвой и дал дёру, аж в соседний регион. Полиция, правда, сработала, как надо, в течение суток подонок был взят под стражу.
И вот теперь возникают такие мысли. Откуда в наших согражданах появилась такая вот всепоглащающая, всё убивающая идея о собственной сверхценности?
Вот в приёмном покое больницы здоровенный амбал, которому показалось, что к его родственнице не проявляется со стороны медперсонала достаточного внимания и заботы, накидывается на врача-рентгенолога и чуть не до смерти запинывает его на глазах у изумлённой публики.
Вот разгневанный папаша прибегает в класс к дочке-первокласснице с пислотетом в руке – «восстанавливать справедливость», потому что дочка пожаловалась, что учительница строгая…
Вот уволенный с работы мужик приходит на предприятие, откуда его попросили, с оружием в руках и расстреливает своего начальника.
Вот пациент, которому, по его мнению, сделали «плохую» косметическую операцию, с оружием в руках приходит поквитаться с хирургом, а когда не находит его, идёт и хладнокровно расстреливает главврача больницы…
Откуда такая злобная, тупая уверенность в каком-то «своём праве» чинить суд над всяким, кто только хотя бы случайно окажется на твоём пути?
У нас как-то давно и опасно вошёл в обиход стереотипный речевой оборот: «Да стрелять таких надо!». Что бы ни случилось, что бы ни произошло: «Стрелять!». Кондуктор в троллейбусе нагрубила – «стрелять таких!». Воспитательница в детском саду не настолько хорошая, как нам хотелось бы, – «стрелять!» Продавщица в супермаркете неразворотливая – «стрелять!»…
И вот постепенно в головах и душах не особо психологически крепких граждан возникает убеждённость: «А чё? Конечно, стрелять!». И стреляют. А мы, журналисты, устраиваем дискуссии: «А что послужило поводом?». А никаких «поводов» нет и быть не может. И вообще, а вы уверены в том, что дело, которым занимаетесь вы и ваши близкие, вы исполняете безукоризненно? И что не появится в вашей жизни человек, который вдруг решит, что пора вас «стрелять»? Так что не спешите ни судить, ни стрелять…
Все материалы рубрики "Разговор по душам"
Елена Стефанович
«Читинское обозрение»
№37 (1417) // 14.09.2016 г.
0 комментариев