в своих материалах эту тему – укоренившуюся в обществе агрессивность к любому отличному от ощепринятого мнению. Отчего? Почему? И, главное, корни этой агрессивности – в чём?
В центре города, около храма, остановились двое мужчин. Один – чуть за 40, второй – лет 25. И вот тот, что помоложе, чуть ли не с кулаками устроил допрос старшему: Не однажды я затрагивала
– Ты – фанатик! Всё «бог» да «бог»! Дети твои – как помешанные, церковные книжечки почитывают. Что ты им голову забиваешь?! Где он, твой бог?! Он, что, мешок картошки тебе кинул, денег за твои хождения в церковь дал?! Никто не доказал, что есть бог. Ты, дурак, по этим церквям бегаешь!
Старший отвечал:
– Фанатик не я, фанатик – ты. Я, что, навязываю кому-то своё видение мира, свою веру, заставляю кого-то лоб перед иконами разбивать? Ты прекрасно знаешь сам: Пашке десять лет, а он сам в конце недели начинает напоминать: «Папа, в воскресенье пойдём в храм!», и Света всегда идёт с нами сама. А вот ты абсолютно не готов, просто не способен принять другую точку зрения. Говоришь, никто не доказал, что Бог есть? Так ведь и никто не доказал, что его нет. А вера – она потому и вера, что не требует ни научных доказательств, ни химических опытов. Я, душа моя знает, что Бог есть. Мне этого вполне достаточно.
– Нет, ты фанатик, всё равно фанатик! – как одержимый, орал молодой. – Так всю жизнь в дураках и проходишь! –резко повернулся, плюнул (всё это происходило у церковной ограды), зацепился каблуком за выбоину в асфальте и упал, видимо, очень больно ударившись. Старший поспешил на помощь – поднял его с тротуара, отряхнул… Ничего не сказал, только перекрестил на прощание. Но молодой, хромая и потирая ушибленные места, всё шёл и плевался словами: «Дурак! Дебил! Фанатик!».
Очень говорящей получилась сцена. Каждый сделал свои выводы. Но никто – молодой, по крайней мере, точно – не захотел услышать оппонента…
Группа девочек-подростков, окружив на улице ровесницу, орала во всё горло: «Ну, ты – тупая корова! Красную куртку надела, ваще». Девочка стояла, хлопая глазами, пытаясь что-то сказать, но её никто не слушал. Толпа девчонок азартно соревновалась в том, как побольнее, пообиднее её обозвать.
Не выдержала, подошла, спрашиваю:
– Девочки, а что, указ вышел, какие цвета носить, какие – нет?
Девочки, почти хором:
– Да она, как дура сельская, в красном!
– Да это вообще не по понятиям!
– Это про какие вы понятия говорите? – спрашиваю. – Расскажите мне, старой. А то вот кофту красную купила, так что, тоже буду дурой сельской, без понятий?
Девчонки запереглядывались.
– А вот если кто-то объявит вне закона синий цвет? Или – чёрный? И будут к вам вот так же подскакивать, позорить вас?
Девчонки переглянулись:
– Ну, синий, чёрный, зелёный, да любой другой – можно. А вот красный…
– Вот найдётся человек сильнее, наглее вас и будет над вами измываться, что вы, мол, носите помойное тряпьё. Что тогда?
Девчонки стали молча расходиться. А я пошла по своим делам, размышляя на ходу: как так получилось, что иметь своё мнение становится опасно? В Интернете затеется дискуссия – почти всегда переходит на личности, оскорбления… Да что с нами, откуда эта нетерпимость?! Жизнь тем и интересна, что все мы разные, с разными вкусами и интересами. И, если эти вкусы и интересы не причиняют окружающим вреда, оставьте вы их в покое!
Все материалы рубрики "Разговор по душам"
Елена Стефанович
«Читинское обозрение»
№20 (1400) // 18.05.2016 г.
0 комментариев