Одно из первых сообщений о вере эвенков в хозяина горы – бурхана или бога – на горе Сохондо принадлежит Н.П. Соколову, поднявшемуся сюда в 1772 г.
Бурхан, как сообщил путешественнику проводник, творит погоду и не пускает людей на гору. Знаки внимания к бурханам, материализованные в виде куч хвороста, камней, костей, рогов или других подручных материалов, в этнографической литературе получили название обо или обоо. Красочно описали встречи с обо на горных перевалах и опасных тропах П.А. Кропоткин и А.А. Черкасов.
В современном бурятском языке нет слова «обо», но существует бо – «шаман» (записано в Могойтуйском районе). Оно зафиксировано известным учёным Г.Ц. Цыбиковым и в составе топонима Бо-Горхон – «шаман-река».
Этнограф Г.Н. Потанин считал, что термины обо и обоо имеют центрально-азиатское распространение и лежат в основе славянского представления о боге.
Названия со слогом «бо» в забайкальской топонимии редки, зато многочисленны топонимы, содержащие компоненты обо, обоо, обон: горы Цаган-Обо, Хан-Обо, Ундерей-Обоо, хребты Обон и Обон-Цаган. Аналогичны русские названия: гора Амбонная у озера Тасей, гора Амбом у села Красный Чикой, Амбомная сопка у города Хилок.
В настоящее время мы видим обо не только на вершинах и перевалах, но и у родников, у мостов через реки, на развилках дорог и в других местах. Обо в Забайкалье представляют собой деревья, на нижних ветках которых привязаны лоскутки из тканей. Под такими деревьями лежат пряники, деньги, гильзы от патронов, спичечные коробки и подобные подарки хозяину местности. Русское население называет обо «бурятским богом».
Заманчиво связать церковно-славянское амвон с центрально-азиатским обо.
Все материалы рубрики "Слово на карте"
Юрий Руденко
«Читинское обозрение»
№18 (1502) // 02.05.2018 г.
0 комментариев