Пока очередь в муниципальный сад не подошла, родителям приходится раскошеливаться. Группы в частных дошкольных учреждениях и развивающих центрах посещают сотни маленьких читинцев. Для желающих сэкономить с сентября 2017 года в частных детских садах предусмотрена субсидия. А как быть тем, кому нужны кратковременные занятия для развития и адаптации? Есть ли бесплатная альтернатива?
– Каждому ребёнку, даже самому маленькому, необходимо общение со сверстниками, поэтому мы с дочкой всегда стараемся много гулять в парках и на детских площадках. Но с приходом морозов такая возможность исчезает. И тут на помощь приходят развивающие центры. Мы пошли на занятия в центр «Ступеньки». Занятия там абсолютно бесплатные, – рассказывает мама двоих детей Лариса Иванова.
В «Ступеньки» она повела младшую дочку. Вместе посещали занятия по развитию речи и артикуляции, логики, мышления, музыкального слуха. Дети лепили, рисовали, клеили и разучивали танцы. Параллельно посещали физкультуру. Маленькой Софии так понравилось в центре, что домашние задания каждый день она выполняла с удовольствием, а свои навыки демонстрировала папе.
– София стала более активна и организована. Больше всего мне понравился личностный подход педагогов к каждому ребёнку, умение выделить и развить таланты наших детей. Мы, например, поняли, что уже не сможем жить без музыки и танцев, – рассказывает Лариса Иванова.
В центре «Ступеньки» регулярно набирают новые группы детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Играют и занимаются малыши вместе с родителями. На занятиях шесть детей, поэтому, педагоги уделяют внимание каждому.
С 2016 года группу раннего развития детей в центре «Ступеньки» посетило более 100 маленьких читинцев. «Ступеньки» – ресурсный центр государственного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар». Его основная деятельность – оказание образовательных и коррекционно-развивающих услуг населению. Номер телефона ресурсного центра: 35-41-90.
– Принцип занятий – делаем то, что детям нравится, – рассказывает учитель-дефектолог Елена Гладкова. – Есть задания на сенсорное развитие – что должен освоить ребёнок к трём годам. Занимаемся развитием мелкой моторики (делаем аппликации, работаем с пластилином, рисуем акварелью, пальчиковыми красками, используем кинетический песок).
Обычно такие занятия проходят не больше 15 минут, так как дети маленькие, и внимание у них ещё неустойчивое. Затем наступает смена вида деятельности. Детки идут на музыкальное занятие, в спортивный зал или к логопеду, который проводит игры на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики. После этого у детей остаётся время на совместные игры, в которых они учатся контактировать друг с другом и со взрослыми. В целом всё занятие длится 45-50 минут.
У Елены Гладковой есть напарница – второй дефектолог центра Евгения Анисимова. Евгения – опытный специалист и мама двоих детей:
– Мой старший сын Саша родился в срок, но у нас были проблемы неврологического характера. В группу для детей раннего возраста сначала я привела сына, а затем осталась сама там работать.
В центр могут прийти все желающие. Основное направление деятельности – работа с детьми, у которых есть особые образовательные потребности. На все занятия нужно записываться заранее, а с собой иметь необходимые документы.
Центр «Ступеньки» не единственное учреждение в Чите, где развитием детей занимаются бесплатно. Открыты двери для ребят, которые не получили места в детский сад, и в так называемых ЦИПРах (центрах игровой поддержки ребёнка). Работают они при муниципальных детских садах. В них, по данным комитета образования администрации Читы, также принимают всех желающих. Условия – наличие справки от врача о состоянии здоровья.
ЦИПРы открыты при муниципальных детсадах №№ 3, 6, 8, 17, 22, 23, 35, 38, 44, 46, 49, 50, 51, 53, 55, 70, 71, 78, 79, 82, 83, 85, 87, 88, 96, 95, 117. Лекотеки (для детей с ограниченными по здоровью возможностями) организованы в МБДОУ №№ 44, 53, 69, 86, 87, 117. Также при детских садах №№ 5, 8, 12, 16, 18, 21, 68, 73, 74, 79 работают консультативные пункты, где оказывают психолого-педагогическую консультативную помощь.
Специалисты говорят, чем раньше у ребёнка обнаружена проблема, тем больше шансов её исправить. В лекотеках с детьми занимаются не только воспитатель, но и педагог-психолог, дефектолог, педагог допобразования. В группы ходят всего от двух до шести детей.
Ещё один значимый момент для тех, кто в новом учебном году (в детском саду он начинается, как и в школе, в сентябре) пойдёт в садик: летом при дошкольных учреждениях организуют адаптационные группы. Есть ли такие группы в желаемых МБДОУ, нужно узнавать родителям. Воспитатели уверяют: такие курсы помогут привыкнуть к детском саду. Занятия летом проходят на улице в игровой форме.
Увековечить прошлое или помочь будущему?
Ввести дополнительные места в детских садах или установить в Чите монумент лошади – эти предложения сильных мира сего широко обсуждает общественность.
Обе темы на интернет-просторах собрали немало комментариев, но если на призыв накопить средства на монумент лошади многие отшучиваются, то по поводу нехватки детских садов забайкальцы пишут довольно острые комментарии (комментарии с сайта Заб.ру на новость «Забайкалье может получить 352 млн р на создание мест в яслях», орфография и пунктуация сохранены):
«Срочно командируйте Жданову в Москву, прямо в ближайшие выходные, а то, не ровён час, замылят эти грешные 352 миллиона и концов не найдём. И пусть сильно назад не торопится, пока не удостоверится, что деньги поступили»;
«Может, запустят в эксплуатацию детский садик на ул. Малой. Нормальное здание бывшего садика, в котором функционирует отопление и сидит сторож, там в последнее время проходят выборы»;
«Странная формулировка «создание мест в яслях» – те есть не строительство новых зданий, а видимо, уплотнение имеющихся групп, один на одном будут сидеть и спать в два яруса. Бедные наши дети».
Не случайны и родительские страхи о том, каким образом власти края получат недостающие места. К примеру, в конце прошлого года родители читинских малышей воевали против уплотнения групп в детских садах №32 и №39. В первом детском саду из семи групп делали четыре, во втором – две группы превращали в одну. Такие меры специалисты комитета образования объясняли необходимостью уменьшить очереди в МБДОУ после 4-х лет. Действовали, видимо, по принципу «в тесноте, да не в обиде». Но, родители детей, которые уже ходят в детские сады, не только обиделись, но и собирали подписи против такого решения. Мамы и папы битву пока проиграли.
Тема нехватки мест в детских садах для родителей – острая. Только от 3 до 7 лет в очереди стоят около трёх тысяч маленьких читинцев. Поэтому сообщение депутата Госдумы от Забайкалья Николая Говорина о введении яслей для многих как глоток надежды: «Объём финансирования уже определён. По решению президента России Владимира Путина, для выделения регионам целевых трансфертов на создание дополнительных мест в яслях предусмотрено 24,5 млрд рублей. Вместе с тем правительство России разработало перечень условий для получения этих средств из федерального бюджета. Выделение денег будет требовать шестипроцентного софинансирования из бюджета региона, получающего трансферт…».
Как заявляют представители власти региона, чтобы Забайкальский край получил заветные средства, предстоит проделать большую работу. Итогов этого труда с замиранием сердца ждут все родители края.
«Пока Николай Васильевич привлекает деньги на детские сады, Степан Михайлович ищет деньги на статую забайкальского коня!», – иронично заметил читатель местного информационного портала, комментируя призыв сенатора Жирякова установить памятник лошади. Несомненно, отдать дань памяти самоотверженному труду земляков, которые трудились на благо Красной армии, дело хорошее. Но как можно, увековечивая прошлое, не заботиться о будущем?
Все материалы рубрики "Наши дети"
Яна Легун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№9 (1493) // 28.02.2018 г.
0 комментариев