Всё чаще шокирует нас подростковая жестокость. В той передаче ТВ, о которой рассказала Елена Стефанович (её колонка «На вольном выпасе», №42 «ЧО»), как и во всех других аналогичных, яростно обсуждающие и осуждающие срезают сорняки, оставляя корни. «Зри в корень» – этой мудростью как-то не очень обременяют себя ни выступающие, ни родители, ни педагоги.
Кто-то даже предложил, чтобы дети несли ответственность с 10 лет. И сказано это было в этаком праведном гневе и без всякого сомнения. Так их! Ату их! А ещё лучшее – с ясельного возраста! Чтоб знали, почём фунт лиха! Опоздали… Почём этот самый фунт, эти несчастные ребята знают именно с ясельного возраста. Если зрить в корень, проблема-то ещё печальнее, чем кажется. Из детей десятилетних собираемся уголовников делать, а родители аномально, чудовищно жестоких детей как бы ни при делах, остаются в тени! Ведь никто о них не упомянул почти.
Весь свой жизненный опыт общения с людьми дети получают прежде всего в семье, а потом уже, подрастая, в школе и на улице. Как родители относятся к окружающему миру, так и дети будут к нему относиться. Если дома уважают и любят все друг друга, проявляют милосердие к людям, к животным, помогают, делают добро – человек вырастает такой же светлый и добрый и сможет реализовать себя как личность.
Модель поведения в семье – это очень серьёзное явление. Если ребёнок, к примеру, из детского сада принёс домой игрушку, которую он отнял или украл у другого, а родители радуются: «Молодец, добытчик растёт!» (реальный случай из жизни), то нет никаких гарантий, что в конце концов он не станет вором, грабителем и не закончит жизнь в тюрьме.
Вот младенец делает первые шаги, и, споткнувшись о табуретку, падает и хнычет. Мама летит поднимать его: «Ох, эта табуретка противная, Ванечку обидела! Вот ей! Вот ей! На, на…». Малышу нравится экзекуция табуретки, он тоже включается в процесс, начинает её шлёпать, заодно привыкать к мысли, что всегда кто-то виноват в твоих неприятностях, и если даже виновных нет, найдём и накажем, базару нет!
И вообще: самое главное кредо в жизни – подавлять всех неугодных, тогда будешь сильнее всех и в школе, и в армии, и в семье, и в жизни. Это глупость, делающая несчастными их и их близких. На всякое действие всегда найдётся противодействие, всегда найдётся тот, кто сильнее, злее или коварнее. Психика не может выдержать такой всесторонней конкуренции. И финал бывает печальным. Преступление – тюрьма, наркотики – смерть. Гордыня никого ещё не приводила к счастью. Это дорога в тупик, потому что она от сатаны, который мечтает всех привести к погибели. А оно вам надо?
Второй этап взращивания преступника – отсутствие любви, уважения в семье, бесконечные ссоры, унижения, ненависть, злоба. Или наоборот, когда делают из ребёнка «пуп земли» и скорее-скорее выполняют все его прихоти. Вырастает монстрик – эгоист без руля и ветрил, без уважения к людям, без стремления кому-то помогать, кого-то уважать и слушать. Сейчас особенно часто можно увидеть картину, как маленький узурпатор манипулирует мамой, как хочет, не зная, что такое ремень, угол и прочие атрибуты нормального воспитания.
Мудрецы говорят: «Кто не бил ребёнка в детстве, тот будет бит в старости». Речь, естественно не о садистском развлечении пьяного папаши. Ребёнок чётко должен знать своё место, свои права и обязанности, А через пятую точку это как-то быстрее доходит. И лучше системы воспитания, чем кнутом и пряником, ещё никто не придумал. Люби, но не давай садиться на шею.
Знаю одну трагическую судьбу. Мамаша заявила: «У меня в детстве ничего не было, пусть у него всё будет!». Всё было! Его хотения, похоти, жажда ощущений новых росли в геометрической прогрессии. В результате: пьянки, наркотики, групповое изнасилование, тюрьма. Вернулся жалким трясущимся старичком в свои 23 года, постоянно требующим дозы. И этого хотела мама?!
Есть разумная любовь, а есть безумная любовь родителей. Вот и получают: и сами страдают, и окружающие от него страдают, а уж как сам-то он страдает – и описать трудно.
В одной школе притчей во языцех стал пятиклассник. Головная боль учителей, герой разборок, административных взысканий. Когда на него все кричали и считали его изгоем, одному человеку просто интересно стало, что за монстр завёлся в пятом классе? Поговорили по душам… Мальчишка (не такой уж и монстр) жил в таком аду с родителями-алкоголиками, что очень сложно не стать монстром. Если бы не выпускал пары в школе, мог бы в психбольницу попасть! Он виноват в том, что просто не знает других моделей поведения в семье. Живёт, как научили. И что? Будем его к уголовной ответственности привлекать? Или привлекать к ответственности его родителей? Думаю, реабилитировать следует и родителей, и сына, потому что они добросовестно живут по той модели поведения в семье, какую подарили им их предки. Из поколения в поколение…
Больше всего убивает то, что у нас куча организаций, призванных «сеять разумное, доброе, вечное», но очень мало талантливых педагогов, интересных как личности, с душой, любовью относящихся ко всем ребятам, не разделяя их на сорта.
Под Питером есть монастырь, в котором один священник взялся реабилитировать наркоманов. Он поверил в них, увидел в них личности, они полюбили его и Бога и… исцелились. Потом стали приезжать семьями к своему духовному отцу, который дал им другую жизнь, полную радости, духовного смысла и взаимного уважения.
Воспитывать надо лю-бо-вью.
Есть притча такая. В одном дворце была круглая зеркальная комната. Туда случайно забежала собака и увидела… свору собак, смотревших на неё. Она оскалилась и зарычала, приготовилась защищаться. Они сделали то же самое. Она – шерсть дыбом, – ринулась на них с лаем и хрипом, они тоже залаяли и захрипели и кинулись на неё. Она вертелась волчком, боясь, что на неё нападут, и они тоже носились по комнате. Утром её нашли мёртвой. Разрыв сердца. А всего-то надо было для спасения быть добродушно настроенной и повилять хвостом. И отражения ответили бы тем же…
Очень часто мы похожи на эту глупую собаку: видим зло, напрягаемся, ощетиниваемся даже тогда, когда никакого зла и в помине нет. Просто кого-то не так поняли и приняли в штыки. А потом стыдно от своей напряжённой готовности к агрессии. Уж и не говорю, как она выматывает человека тревожно-мнительного.
В этом месте родители, воспитывающие агрессию в ребёнке (чтоб мог себя защитить – смешно!), должны задуматься. Есть такой закон: всё возвращается. Если делаешь зло, зло и получишь. Неужели эти родители хотят, чтобы их ребёнок жил во зле, причиняя боль людям и мотая сроки по тюрьмам? Ведь всё возвращается.
Ещё одна причина детской агрессии (которая уже оскомину набила, но воз и ныне там): кровавые боевики, разборки, жестокие компьютерные игры, в которых кровь льётся рекой. Очумелые мальчишки потом выходят во двор и путают реальность с играми. А после, чувствуя себя героями, выкладывают в Интернет избиение беззащитных ребят…
Как-то в школе, заметив, что ребята путают понятия добра и зла, провела беседу. На вопрос: «Какие качества характера нужны, чтобы повесить кошку?» почти все уверенно заявили: «Смелость». Как будто о жестокости, цинизме они не слыхали. И ни один не сказал: «А зачем её вешать? Милое, безобидное существо – пусть живёт».
«Никому не делай зла, но побеждай зло добром», – гласит мудрая библейская истина. Всегда можно найти время и место для добра и изменить свою или чью-то жизнь в лучшую сторону. Потому что добро всегда сильнее. Но это тема уже для другого разговора.
Все материалы рубрики "Наши дети"
Галина Брянская,
читатель «ЧО»
«Читинское обозрение»
№45 (1415) // 09.11.2016 г.
0 комментариев