В Забайкалье на прогретых весенним солнцем пригорках зацвёл гусиный лук. Кто-то скажет, мол, не такое уж и выдающееся событие. Всего лишь невысокая травка с узкими «луковыми» листьями и жёлтой шестиконечной звёздочкой цветка на тонком стебельке. Даром, что гусиный лук — близкий родственник всеми любимых лилий, или, как у нас принято говорить, саранок.
Он и в самом деле напоминает лилию-красоднев, которую в Забайкалье обычно называют жёлтой, или волчьей саранкой. Копия, но как бы многократно уменьшенная. Летом мы бы и не заметили эту самую маленькую из наших лилий на фоне её благородных родственников и прочего разнотравья. Но суровая забайкальская весна не богата на первоцветы, и каждое яркое цветочное пятнышко на тусклом фоне прошлогодней травы невольно бросается в глаза. Гусиный лук — один из наших первоцветов наряду с ургуем-прострелом, пузырницей-физохленой, стародубкой-адонисом, одуванчиком, а среди древесных растений — с вербой, абрикосом, ильмом, тополем и осиной.
Несложно ответить на вопрос, отчего гусиный лук получил своё название. Наши предки оценили острый «луковый» вкус его листьев и при случае добавляли их в весенние блюда. Конечно, для Забайкалья с его обилием разнообразных диких луков эта информация не особенно актуальна. Если кого-то не устраивает огородный батун, а привлекают дикоросы, весной можно поискать всем известный мангыр (научное название — лук стареющий) или дикий чеснок (лук ветвистый), которые давно вошли в местную кулинарию. Наверное, из-за небольших размеров и, соответственно, неудобства в сборе этот лук и стал «гусиным». Вроде бы для людей мелковат, а птицам как раз подойдёт. Неслучайно, другое его народное название — птичий лук.
А ещё его почему-то иногда называли гадючьим. Но здесь уже логика заканчивается. Может быть, дело в том, что мы часто «оставляем» животным, то, что нам самим не гоже. Особенно любим мы дарить что-то волкам, которых многие недолюбливают с детства, со времён серого волчка, способного укусить за бочок. Очевидно, поэтому любая яркая, но ядовитая или горькая ягода у нас именуется «волчьей». Так могут назвать сизые плоды купены, пёстрые — майника, красные и оранжевые — растущей в городе татарской жимолости, и даже съедобные, но горьковатые на вкус ягодки дикой смородины-тараношки. Есть ещё знаменитое своей ядовитостью волчье лыко, тоже называемое волчеягодником. Но этот кустарник не растёт восточнее Байкала и забайкальцам не знаком. Зато у нас есть уже упомянутая волчья саранка.
Список «звериных» растений не исчерпывается «волчьими» названиями. Есть ещё заячья капуста, мышиный горошек, собачья фиалка, птичья гречишка, гусиная лапчатка, куропаточий плаун, куриное просо, куриная слепота (народное название лютика), воробьиный щавель, куроголовая полынь и даже камнеломка козлик. А ещё — зубровка и лисохвост, орляк, ястребинка и сокольница, страусник и рябчик, змеевик и ежовник, журавельник (он же аистник) и дельфиниум, змееголовник и ежеголовник, козлобородник и козелец, верблюдка и воробейник, клоповник и клопогон, а также воронец и вороний глаз.
Но их время ещё впереди. А сейчас цветёт гусиный лук.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№20 (1712) // 18.05.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев