К началу зимы неожиданная новость попала в общественное пространство и вызвала активное обсуждение. В выступлении регионального министра природных ресурсов Сергея Ивановича Немкова перед краевыми депутатами прозвучало, что в Забайкалье обостряется проблема нехватки дров.
По словам министра, ситуация с дефицитом дров в регионе ухудшится в 2022-2023 году, жителям края нужно переходить на пеллеты или уголь.
Печное отопление у нас используется в большинстве сёл, коттеджных и дачных посёлков. Поэтому, как и следовало ожидать, реакция на это выступление была бурной. Во-первых, для многих наших земляков дрова являются самым удобным, привычным и дешёвым источником тепла. Пеллеты при всём их удобстве недешёвы, да и делают их из той же древесины, дефицит которой вдруг обнаружился в лесном Забайкалье. Уголь — другая альтернатива — хоть и калориен, но грязен. И эта грязь будет не только в доме, но, главное, в атмосфере. А загрязнение воздуха — едва ли не главная экологическая проблема для читинцев, занимающая далеко не последнее место среди причин оттока населения из нашего края. Увеличьте в печном отоплении долю угля, и знаменитый в прошлом лондонский смог (англичане давно решили эту проблему) покажется вам детской игрушкой.
Несложно увидеть, что при дефиците дров мы оказываемся в своего рода эколого-экономическом тупике. И всевозможные альтернативы — автономные солнечные батареи и ветряки, ветка газопровода, строительство в регионе «своей» электростанции и т.д. — либо безмерно дороги, либо требуют уйму времени для реализации. А скорее, и то, и другое.
По причине дороговизны электричества в регионе вряд ли начнётся массовое использование электрокотлов. В дешёвое электричество для их обладателей поверит лишь очень наивный человек. Снижение цен или дотации для жителей далёкой холодной Сибири вряд ли можно считать приоритетом федеральной власти.
Но и строительство в регионе АЭС или ГЭС ситуации не изменит. Избыточная по гидроэнергетике Амурская область — тому подтверждение. Тарифы там не меньше наших, даже выше. То же самое, например, в Свердловской области с её знаменитой Белоярской АЭС. Иркутская область, которая ещё умудряется держать низкие тарифы — то исключение, которое лишь подтверждает правило. Похоже, не светит нам и дешёвый газ «Силы Сибири». Спасение утопающих, как правило, — дело рук самих утопающих.
Придётся исходить из того, что дровяное отопление ещё долго будет востребованным. И министр, безусловно, прав, озвучивая проблему, с которой уже несколько лет сталкиваются многие из наших земляков. Другое дело, что было бы слишком наивно ждать лёгких решений. Но даже если мы их пока не видим, хуже всего, если мы станем просто отмалчиваться, делая вид, что проблемы не существует. Единственно правильный выход — снять розовые очки и заняться анализом причин, которые привели к тому, что в лесном Забайкалье стало не хватать дров.
Я не являюсь специалистом ни в лесном деле, ни в энергетике. И если в следующем номере я попытаюсь продолжить этот разговор, то лишь для того, чтобы пригласить к нему как можно больше участников.
Все материалы рубрики «Заметки фенолога»
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№50 (1690) // 08.12.2021 г.
0 комментариев