Мало кто из забайкальцев знает, что у нас в дикой природе растёт такой кустарник как калина. Да ещё не один, а два разных вида, причём непохожих друг на друга.
Начнём с более привычной калины, какой её знают те, кто бывал в европейской части страны. Такую калину трудно с чем-то спутать и во время цветения, и при созревании плодов. Летом вы сразу её узнаете по нарядным белым зонтикам соцветий в обрамлении крупных резных листьев. Цветки калины необычны — наружные несут пять крупных лепестков, но остаются бесплодными и служат лишь для привлечения насекомых. Зато внутри соцветия сидят мелкие цветочки, которые и будут давать урожай. Осенью на их месте созреют круглые красные плоды с плоской косточкой и характерным «калиновым» вкусом. Для меня аромат калины — это запах детства, того времени, когда был жив дедушка, присылавший с далёкой Черниговщины немудрящие деревенские гостинцы. Внутри фанерного ящика обязательно оказывалась коричневая россыпь орехов лещины, которые у нас обычно зовутся фундуком, а сверху, тоже обязательно, несколько сухих веточек калины с капельками плодов. Орехи уходили быстро, а вот непривычные по вкусу подсохшие ягодки можно было долго грызть, обрывая по одной.
Европейская красная калина не растёт в наших лесах, но зато её заменяет близкая родственница — калина Сарджента. Это дальневосточное растение, заходящее на просторы Забайкалья лишь отдельными точечными островками. Обычно эти «островки» укрыты от людей, разве что на окраине одного из наших райцентров есть рощица с говорящим названием Калинник.
Но калина Сарджента у нас не единственная. Второй вид называется калина монгольская. К государству Монголия она не имеет отношения. В 19-м веке Монголией называли любые пограничные земли южнее и восточнее Забайкалья, в том числе, и те, которые сейчас входят в китайский автономный район Внутренняя Монголия. По этой причине и растущий в Забайкалье дуб тоже получил название монгольского.
Эта калина совсем иная. Её побеги густо покрыты мелкими овальными листочками. На их фоне скромно выглядят зонтики желтоватых цветков. А плоды сперва белеют и краснеют, а потом неожиданно становятся чёрными. Они лишены «калинового» вкуса и приятно сладковаты. В начале осени любопытно наблюдать за метаморфозами плодов. Но и калиновые листья не менее хороши — жёлтые, оранжевые, бордовые.
Эта калина — тоже дальневосточный вид, чуть «заглядывающий» в наше Забайкалье. Поэтому и растёт лишь на востоке края. Обе калины редки и внесены в региональную Красную книгу.
Но ничто не мешает привезти эти растения из Приамурья или Приморья и использовать здесь для озеленения. Нашу зиму они переносят великолепно. Будучи достаточно крупными кустарниками (монгольская — до полутора метров, а Сарджента — даже до трёх), эти калины украсили бы и палисадники домов, и городские скверы. Да и свиристелям — зимним птицам — была бы радость от калинового угощения.
Пока же читинские дачники пытаются выращивать европейскую красную калину. Она здесь зимует и даже плодоносит. Но всё-таки это завезённое издалека растение. А нам не стоит забывать и о тех калинах, что растут поближе.
На фото: калина Сарджента.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№48 (1688) // 24.11.2021 г.
0 комментариев