Климатологи много (и справедливо много) говорят об изменении средних температур на планете, дискутируют о причинах этого и о том, как повышение температуры скажется на жизни нашего и будущих поколений.
За этими спорами меньше внимания уделяется второму важнейшему климатическому фактору – воде в виде атмосферных осадков.
Количество осадков влияет на полноводность рек и озёр, высоту снежного покрова, увлажнённость почвы и, соответственно, произрастание на ней растений. Например, у нас в Забайкалье именно осеннее и зимнее малоснежье приводит к глубокому промерзанию почвы. Хороший пример – нынешний октябрь. Небольшой снежок, принесённый редким в эту пору циклоном, имеет мало шансов сохраниться даже в тени. Дневные плюсы при ярком солнце и низкой влажности воздуха за считанные дни испаряют его к радости автомобилистов, не успевших «переобуться» в зимнюю резину. Глубокое промерзание почвы – главное препятствие для благополучного существования многих растений и даже животных.
Это хорошо известно огородникам, которые вынуждены буквально закапывать малину и некоторые другие садовые культуры. Большинство цветущих многолетников приходится, наоборот, выкапывать и сохранять в тёплых местах. Вырастить у нас даже самые морозостойкие сорта яблони, груши или абрикоса – задача нетривиальная. Забайкальцы не знали бы подобных проблем, имей мы зимой метровые сугробы.
Другой пример – влаголюбивые пихта и сибирская сосна, которую мы зовём кедром. Малоснежье – главное препятствие для их произрастания возле Читы. Зато они хорошо себя чувствуют в холодных высокогорьях Чикоя. В горах выпадает больше осадков, воздух там влажнее, а защищающий почву от промерзания снежный покров – выше. Весной корни растений дружно начинают тянуть влагу, не давая побегам пересохнуть.
Поэтому изменение влажности, как и температуры, может заметно сказываться на природных процессах. Если в Забайкалье уменьшится количество осадков, это неизбежно усилит процессы опустынивания – увеличит число пожаров, сдвинет к северу границу между лесом и степью. Осадки смягчают перепады дневных и ночных температур, благоприятствуют зимовке многих животных и растений. Хотя обилие воды не всем по вкусу. Нынешним дождливым летом степные антилопы дзерены сильно страдали от болезни, связанной с хождением по сырой почве.
Для нашего региона характерна периодическая смена сухих и влажных периодов, длящихся по 10–20 лет. В сухие годы уменьшаются площади озёр, увеличивается число пожаров, а земледелие сильно страдает от нехватки дождей. Такой период, продолжавшийся с начала века, закончился несколько лет назад. И теперь вода демонстрирует нам свою силу. Увеличился риск наводнений на реках. Степные озёра буквально на глазах наливают свои блюдца. Поднялся уровень грунтовых вод, и недавние степи местами превращаются в сырые луга к огорчению тех неосторожных оптимистов, которые успели там выстроить себе дома и дачи. Зимой фундаменты построек лопаются под напором замёрзшей почвенной влаги, а изливающаяся вода образует наледи.
Скорее всего, впереди у нас ещё несколько влажных лет, когда эти проблемы будут ощущаться особенно остро.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№45 (1685) // 03.11.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев