Часто приходится слышать мнение о том, как плохо у нас обстоят дела с лесами – вырубили, вывезли в Китай и т.д. Это мнение во многом справедливо, хотя, разумеется, не отражает всей картины происходящего. Давайте хотя бы некоторыми штрихами очертим, что происходит с нашими лесными богатствами.
По официальным данным, площадь лесов России – 800 миллионов гектаров, что составляет почти половину площади страны и пятую часть всех лесов нашей планеты. Россия – лесная страна. Ещё более лесным выглядит Забайкалье, где 34 миллиона гектаров лесного фонда занимают около 80% территории края.
Разумеется, приведённые цифры очень условны, так как реальные площади лесов на каждый год узнать очень сложно. Леса вырубаются, сгорают и вырастают вновь. Поэтому в составе лесного фонда оказываются и безлесные территории. Сведения о нём обновляются нечасто (иногда раз в несколько десятилетий).
Кроме лесного фонда есть и другие леса, например, бывшие колхозные. Не секрет, что за последние полвека многие не очень плодородные поля были заброшены, а люди переориентировались на другие виды деятельности или просто покинули эти места. Соответственно, старые пашни начали зарастать молодыми деревьями – берёзой, осиной, а со временем и хвойными породами. Как результат, общая площадь лесов России не уменьшается, а даже увеличивается. Правда, это молодой подрост, которому нужно ещё несколько десятилетий, чтобы на его месте сформировалось устойчивое лесное сообщество.
В Забайкалье ситуация несколько иная. Здесь тоже есть зарастающие лесом залежи – бывшие поля, но их сравнительно немного. Всё-таки бо́льшая часть наших пашен приходится на южные степные районы, где лесу вырасти трудно. Вдобавок Забайкалье – один из самых горимых регионов страны. Достаточно вспомнить катастрофичный 2003 год, когда пожарами в нашем крае было пройдено почти 13% всех лесов. Разумеется, большинство из них были низовыми, уничтожающими кустарники и подрост и не переходящими в кроны. Считается, что верховые, несущие гибель взрослым деревьям, пожары занимают только 10–12% пройденной огнём площади. Но и это немало.
В сравнении с этим рубки вносят существенно меньший вклад в гибель лесов. За последнее десятилетие официальные рубки затронули около 160 тысяч гектаров леса. Даже если мы приплюсуем сюда браконьерские рубки, ущерб всё равно окажется во много раз меньшим, чем тот, который связан с пожарами.
Если мы суммируем площади всех лесных пожаров за последние 20 лет (данные космического мониторинга), то увидим, что в Забайкалье они затронули больше 12 миллионов гектаров, или 42% покрытых лесом территорий. Даже с учётом меньшего вреда, наносимого низовыми пожарами, и того, что одна и та же территория могла гореть неоднократно, мы получаем впечатляющие цифры. Значительная часть (а может быть, и большинство) наших лесов – молодые, выросшие на месте сравнительно недавних гарей XX и XXI столетий.
В результате мы имеем «лоскутное одеяло» из сравнительно старых и более молодых лесов. Чем ближе оно к населённым пунктам, тем больше «дырок» в этом «одеяле». И потребуются многие десятилетия, чтобы «залатать» их. Десятилетий без дыма и огня.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№28 (1668) // 07.07.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев