Внимательный взгляд на карту Забайкалья может привести нас к интересным выводам. Судите сами. На западе нашего края начинается Хэнтэй — обширное нагорье, уходящее своим языком в соседнюю Монголию.
С другой стороны, к востоку от Аргуни, протянулся китайский Большой Хинган, упирающийся в Амур и перетекающий в Становое нагорье. Часть Забайкалья — от Хилка до Сретенска и от Краснокаменска до Чернышевска — оказывается зажатой между этими переплетениями горных хребтов. И на карте хорошо видно, что именно сюда вклиниваются пространства монгольских степей — равнинных или слегка всхолмлённых. Эти пространства занимают весь юго-восток региона, переваливают через невысокие хребты и, форсировав Шилку, ползут на север, упираясь прямиком в холодную северную тайгу.
При этом наша степь — это не просто бескрайнее травяное «море» с «островками» перелесков. Степи Забайкалья покрыты пятнами озёр и прорезаны лентами больших и малых рек. Главные водотоки — Онон, Аргунь и Шилка — на большей части своего пути устремляются в северо-восточном направлении, вдоль горных хребтов. Все эти особенности имеют одно важное следствие. А именно, они управляют путями птичьих миграций.
Пролетая весной и осенью тысячи километров, птицы совершают труднейшее действо, требующее значительных физических усилий. На этом пути они нуждаются в отдыхе, корме, а иногда и временном «доме», чтобы дождаться прихода запоздалой весны к местам гнездовий — куда-нибудь в северную тундру. И, разумеется, мало какая птица захочет лететь над мрачными хребтами Хэнтэя и Хингана. Гораздо проще облететь их, устремившись в «бутылочное горлышко» даурской степи, где нет высокогорий, зато есть приветливые берега озёр и широкие речные долины. Здесь можно подкормиться и отдохнуть, а речные долины, кроме того, — ещё и прекрасный ориентир, которому можно следовать.
Неудивительно, что многие птицы выбирают именно такой маршрут. И даже когда степь заканчивается, и нужно сделать последний решительный бросок над северной тайгой, птицы следуют вдоль Нерчи, Тунгира, Олёкмы, Витима, Лены и других рек, стрелы которых указывают направление на их северную родину. Немало и тех, кто оседает вдоль этих рек, гнездясь по берегам, на таёжных марях и среди мелких стариц — длинных пойменных озёр.
Долина реки Тунгир — одно из важных мест, которое в среде биологов получило статус ключевой орнитологической территории международного значения. Полевые исследования и опросы местных жителей — наблюдательных охотников — позволили выявить в Тунгиро-Олёкминском районе Забайкалья встречи сразу 35 краснокнижных видов птиц, 8 из которых отнесены к числу глобально угрожаемых на планете видов. Чёрные аисты и скопы, дальневосточные кроншнепы и малые лебеди — эти обитатели Забайкалья нуждаются в нашем особом внимании. И одно из главных действий, которое мы можем предпринять, — постараться сохранить среду их обитания. Это одна из задач, стоящих перед создаваемым здесь Ненюгинско-Гулинским заказником.
Обеспечив сохранение природы Тунгира, мы сделаем ещё один маленький шаг на пути гармонизации отношений между природой и человеком. «Ещё один маленький шаг для человека, но огромный скачок для всего человечества».
На фото: лебедь-кликун
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№9 (1649) // 24.02.2021 г.
0 комментариев