С началом зимы забайкальцы нередко наблюдают такое природное явление как наледи. Наблюдают их с разными чувствами. Одни с интересом — посреди морозного леса заметны клубы пара, белая изморозь покрывает каждую веточку тальника, каждую травинку, а на месте едва заметного ручья теперь возникло целое ледяное поле.
Хотелось бы сказать «каток», если бы это поле не бугрилось неровными слоями желтоватого, а иногда почти оранжево-бурого льда или не блестело на солнце лужами ещё не успевшей застыть такой же цветной воды.
Другие встречают наледь со страхом и даже ненавистью. Ведь это чудо природы может появиться не только на лесном ручье, но и посреди улицы, во дворе, на огороде. И тогда хозяину приходится с ломом в руках отдалбливать ото льда собственные ворота или спасать подполье с зимними запасами.
На первый взгляд, кажется, что причина наледей кроется лишь в суровых забайкальских морозах. Но на деле всё немного сложней, ведь иногда наледи появляются ещё до того, как зима вступила в полную силу. Вроде бы и ночные морозы ещё только чуть перевалили за минус тридцать. У нас полстраны зимует с такими морозами, но далеко не везде наледи стали настолько привычным явлением, как в нашем крае.
Для возникновения наледи необходимо глубокое промерзание почвы или образование на речке толстого слоя льда, который бы перекрыл её нормальное течение. Подземные или подлёдные воды оказываются запертыми в тесном пространстве. Но ещё Владимир Даль в своём словаре приводил старинную поговорку: «Где вода напрёт, тут и ход найдёт». У наших современников этот афоризм сменился на более лаконичное: «Вода дырочку найдёт». И действительно, лёд ли треснет, между слоями почвы ли возникнет зазор, но запертый поток обязательно изольётся в свободное пространство — по стенке оврага, на дорогу, идущую под крутым склоном сопки, или просто поверх речного льда.
На степень промерзания влияет не столько температура воздуха, сколько толщина снежного покрова. Если у вас держится полутораметровый слой снега, то даже при похолодании до минус сорока пяти температура почвы опустится лишь до минус восьми. Даже сорокасантиметрового покрова достаточно, чтобы сохранялась двадцатиградусная разница между температурой воздуха и почвы. Поэтому наше малоснежное Забайкалье мало чем уступает рекордно морозной Якутии по интенсивности наледеобразования.
Просачиваясь в почвенных слоях, наледные воды растворяют гуминовые кислоты, которые образуются при разложении почвенной органики. Именно они и окрашивают лёд в пятьдесят оттенков жёлтого. Для питья такая вода будет мало пригодна, но растениям эти кислоты не вредят. Они могут даже стимулировать их рост, что хорошо известно многим огородникам, покупающим в магазинах так называемые гуматы — соли гуминовых кислот.
Нынешнее лето выдалось дождливым, и почвы накопили много влаги. Значит, и наледей будет немало. Вдали от наших построек и дорог они выглядят лишь ещё одной безобидной причудой Матери-Природы. Но, затевая любое строительство, нам важно предусмотреть, не появится ли однажды в этом месте вода, нашедшая свою дырочку.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№52 (1640) // 23.12.2020 г.
0 комментариев