Многих людей передёргивает при упоминании о грызунах: сразу вспоминаются так нелюбимые ими крысы и мыши.
Но бывают грызуны, к которым мы все относимся с симпатией. Лучший тому пример — обычная белка, которая у биологов так и называется — белка обыкновенная.
Приход зимы — самое время вспомнить об этих симпатичных грызунах. Другие мелкие зверюшки теперь встречаются гораздо реже: одни, как суслики и бурундуки, до весны залегли в спячку, другие стараются обходиться зимними запасами и не торопятся выбираться на снег, где они слишком заметны для хищников.
Белки же бодрствуют всю зиму и при этом довольствуются достаточно скромным рационом, состоящим из семян хвойных деревьев. В окрестностях Читы это чаще всего сосна. Такая пища хоть обильна, но приходится потрудиться, чтобы разгрызть шишки и насытиться мелкими семенами в течение короткого дня. Поэтому белки зимой с удовольствием посещают птичьи кормушки, где можно подкормиться подсолнечными семечками, а если повезёт, то и другими лакомствами, лучшие из которых, конечно, кедровые орешки. В этом белка полностью оправдывает известное пушкинское «…да орешки всё грызёт». Правда, насчёт песенок поэт белке польстил, поскольку она довольно молчалива, хоть и любит возмущённо поцокать сверху, если кем-то напугана.
Будучи весьма сообразительной, белка быстро осознаёт, что источником деликатесов является именно человек, и если не видит опасности, легко становится полуручной и берёт пищу прямо из рук. Такие белки у нас нередки в районе СибВО и Северного — любимых местах прогулок многих читинцев, которые, зная беличьи повадки, заранее запасаются горсточкой семян. Да и как можно устоять и не покормить, когда на тебя, прижав одну лапку к груди, уставится такое пушистое черноглазое чудо? Особо любопытные белки забегают и в городские кварталы, рискуя стать жертвой бродячих собак и кошек.
Все, кто наблюдал наших белок, знает, что в Забайкалье они очень тёмные. Летом — чёрные, зимой же их мех приобретает благородные тёмно-серые тона с контрастно белыми грудью и брюшком. Иногда на этом фоне заметны рыжеватые плечи. А изредка у нас можно встретить и огненно-рыжих белок, причём их летняя рыжина лишь слегка тускнеет на зимнем меху. Но если вы окажетесь в другой части континента, то можете увидеть белок совсем других расцветок. Белка удивительно изменчива на пространствах Евразии, поэтому где-нибудь под Новосибирском она серовато-палевая, на Украине коричнево-рыжая, а в Карелии голубовато-серая.
Остаётся лишь удивляться, отчего в её названии присутствует тот же корень, что и в слове «белый». Самый популярный ответ на эту загадку состоит в том, что беличьи шкурки в прошлом использовались вместо денег для оплаты товаров, причём особенно ценились редкие шкурки альбиносов — чисто белых животных. Они назывались «бела веверица», то есть белая белка. Со временем старинное слово «веверица» забылось, а остальное распространилось на всех белок вне зависимости от расцветки меха.
Так и живут со своим парадоксальным названием наши чёрные белки. Им всё равно, лишь бы покормили..
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№48 (1636) // 25.11.2020 г.
0 комментариев