Одна из главных примет того, что лето уже в разгаре – зацветание всем хорошо знакомого растения, которое называется иван-чай. Мало кто в Забайкалье не слышал об этом цветке. И тому, наверное, есть сразу три причины – две хороших и одна не очень.
Во-первых, иван-чай, известный ботаникам под названием кипрей узколистный, очень красив. Его высокие стройные побеги увенчаны кистями розовых цветков. Из-за того, что иван-чай частенько растёт группами, его соцветия могут образовывать крупные, издалека заметные пятна. Яркость цветков намекает на то, что они могут быть интересны насекомым-опылителям. Неслучайно иван-чай очень любим пчеловодами и пчёлами. Кипрейный мёд густой, белый, с мягким приятным вкусом. Зайдите в жаркий июльский полдень в заросли иван-чая, и вы ощутите не только буйство цвета и аромата, но и окажетесь среди непрерывного жужжания и порхания многочисленных шестиногих, слетевшихся за порцией нектара.
Только не спешите забираться в августовские заросли иван-чая. К этому времени на месте цветков сформируются длинные плоды, которые раскроются густыми пушинками. Этого пуха здесь может оказаться не меньше, чем тополиного на городских улицах. В прошлом этим пухом не только набивали подушки, но и умудрялись делать пряжу и вязать из неё платки. Интересно, сохранился ли в каком-нибудь музее такой кипрейный платок?
Вторая причина, делающая иван-чай знаменитым, – это его пригодность для изготовления чайного напитка. Мы можем гадать, почему его назвали иваном, но с чаем никаких сомнений нет. Наши предки научились ферментировать листья этого растения наподобие настоящего привозного (и, соответственно, дорогого) чая и использовать ему на замену. Такой чай назывался копорским (массовое производство впервые организовали крестьяне села Копорье) и стоил гораздо дешевле. Но в копорском чае нет того кофеина, который превращает многих из нас в любителей настоящего китайского или цейлонского чая. В 19-м веке русское правительство даже вынуждено было запретить производство копорского чая, чтобы прекратить его применение для фальсификации настоящего. Но время и мода на здоровый образ жизни всё расставили по своим местам. Иван-чай подойдёт для вас, если вы любитель диетических напитков. А ещё считается, что он целебен и обладает противовоспалительным, ранозаживляющим и успокаивающим действием. Кстати, у нас в крае тоже нашлись умельцы, которые наладили производство и продажу кипрейного чая.
А теперь о грустном. Лучше всего иван-чай растёт на местах, которые только недавно освободились от деревьев – на вырубках и гарях. Поэтому, если вокруг вас полыхают розовым огнём соцветия иван-чая, скорее всего, несколько лет назад здесь бушевало другое пламя, гораздо менее приятное. А уж этого у нас в Забайкалье, увы, хватает с избытком. Потому и обильны повсюду кипрейные заросли.
Неслучайно народная традиция ещё называет это растение «пожарником» и даже «огненной травой». Такая она и есть. Поэтому моя любовь к иван-чаю с некоторой грустинкой. И иногда хочется, чтобы этого красавца было поменьше. А на то, чтобы напиться копорского чаю, его всегда хватит с избытком.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№27 (1615) // 01.07.2020 г.
0 комментариев