Забайкальская весна, увы, пропитана запахом дыма лесных и степных пожаров. Пока нашему обществу не удаётся сформировать у некоторых своих сограждан устойчивое неприятие природных палов: повторяется миф о полезности выжигания сенокосов; плохо организовано проведение официальных профилактических отжигов; да и техногенные причины – аварии на линиях электропередач или искры от морально устаревших двигателей – никто не отменял.
Нужно ли напоминать, что ценой всему этому могут быть не только гибель животных и сгоревшие постройки, но и человеческие жизни? Для этого не обязательно оказаться в огне. Никто не сможет подсчитать, скольким людям был поставлен диагноз «рак», после того, как они надышались канцерогенным дымом.
Конец нынешней весны приятно удивил забайкальцев редкой для этого сезона влажной погодой. Выпавшие дожди потушили пожары, дав лесу и степи долгожданную передышку. Самое время для того, чтобы подвести первые итоги этой пожарной весны, сравнив с предыдущими годами.
Пожалуй, единственный из результатов, который мы можем поставить себе в плюс, это отсутствие таких катастрофических последствий, к которым привели степные палы в прошлом году. Но в 2020-м почти полностью выгорел Ивано-Арахлейский природный парк – любимое место отдыха читинцев. Бушевавшие на границе Бурятии и нашего края лесные пожары заставили горожан дышать опасным дымом, что явно не улучшило состояние их лёгких в преддверии коронавирусной напасти.
Теперь давайте воспользуемся статистикой Федерального агентства лесного хозяйства, которое на основе космического мониторинга регулярно публикует сведения о возгораниях. Итак, к началу лета в Забайкалье уже было зарегистрировано ни много ни мало 2918 природных пожаров. Как ни грустно говорить, но это рекорд последнего десятилетия. Только в 2008-м у нас было отмечено больше – 2993 пожара (но сейчас начало июня, и по итогам года мы имеем все шансы перекрыть эти цифры). Впрочем, остаётся недосягаемым страшный 2003-й, когда в Забайкалье вспыхнуло целых 6049 пожаров.
По площадям природных пожаров (833 751 га) ситуация чуть оптимистичнее. Пока мы ещё не достигли масштабов 2019-го (956 750 га) и 2018-го (844 358 га). Но и хвастаться особо нечем. Ещё не завершившись, 2020-й год уже стал пятым по площадям природных пожаров за последнее десятилетие.
Какие выводы можно сделать, анализируя погоду и сведения о пожарах? Безусловно, многое зависело от нынешних погодных причуд. Зима в большинстве районов края была на удивление малоснежной даже по забайкальским меркам. Соответственно, и гореть стало очень рано и дружно. С другой стороны, недавние дожди спасли тысячи гектаров и позволили нам, наконец-то, дышать чистым воздухом.
Я бы ещё обратил внимание на то, что при большем числе очагов возгораний общая площадь горельников оказалась меньшей. Предположу, что это связано с тем, что пожары удавалось затушить быстрее, чем в прошлом году. К сожалению, это работает не всегда, чему пример – огненная беда вокруг Ивано-Арахлейских озёр. Пришедшие со стороны Бурятии пожары взялись тушить, лишь когда они всерьёз стали угрожать населённым пунктам.
И ещё нас должно бы насторожить рекордное число возгораний. Следствие ли это малоснежной зимы или человеческого разгильдяйства? Серьёзный повод задуматься…
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№24 (1612) // 10.06.2020 г.
0 комментариев