Красивое забайкальское село Зюльзя на берегу Нерчи, 4 октября. Местный клуб полон народа. Почти все пришедшие – мужчины, солидные, немногословные. В таких сразу узнаёшь охотников, знатоков тайги с многолетним стажем. Во взглядах чувствуется настороженность – всё-таки собрались на общественные слушания по созданию нового заказника на их охотничьих угодьях.
У этих событий есть своя предыстория. Несколько лет назад таёжная Нерча, десятилетиями живущая своим привычным укладом, оказалась растревожена проектом строительства плотины, которая должна была перегородить реку, создав длинное водохранилище вдоль её русла. В этом случае под водой оказались бы самые живописные лесные угодья по берегам, известный в районе детский спортивный лагерь и единственная дорога, связывающая местных жителей с местами их охоты и рыбалки, ягодниками.
Тогда и возникла идея заповедать Нерчу и местные леса, закрыв их и для ненужной краю плотины, и для сплошных рубок, которые у нас всё чаще подбираются к последним девственным лесам, ещё мало задетым пожарами и лесосеками. Краевое министерство природных ресурсов включило заказник «Нерчинский» в свою Концепцию развития особо охраняемых природных территорий. Поработав на месте, специалисты предложили «мягкий» вариант заказника – без ограничения охоты и рыбалки, но с запретом на крупные промышленные рубки и строительство гидротехнических сооружений.
Однако специалисты специалистами, а важно ещё и то, как отнесутся к этому местные жители – обычные граждане, которые, подобно их предкам, пользуются этой тайгой и рекой. И хотя проектные бумаги уже месяц как лежали в администрации для всеобщего ознакомления, этого было явно недостаточно. Многим людям трудно работать с документами, вычитывая текст присланного обоснования или положения о будущем заказнике. Бумажки частенько вызывают у нас недоверие. Мол, бумага всё стерпит. Забайкальцы больше предпочитают посмотреть на человека «живьём», выслушать, а если нужно, то и высказать всё, что думают.
Для того, собственно, и придуманы общественные слушания – чтобы встретиться лицом к лицу, послушать, задать вопросы, внести свои предложения. Опыт показывает, что на общественные слушания людей чаще всего приводит опасение за своё будущее – неизвестно, что там придумает власть на этот раз, не ущемит ли наши интересы. С этим приходится считаться – мы привыкли иной раз ждать от власти какие-то подвохи.
Разговор получился откровенным, и к его концу взгляды собеседников помягчели. Люди увидели, что заказник – не враг им, а, скорее, помощник и защитник их интересов. Последнюю точку в разговоре поставил самый уважаемый участник слушаний – 96-летний Николай Григорьевич Деревцов. Результат – общая поддержка проекта.
Общественные слушания не завершают работу над заказником. Впереди ещё не один месяц кабинетных согласований. Но есть надежда, что с поддержкой местных жителей «Нерчинский» однажды пополнит список лесных и лесостепных заказников, созданных в нашем крае в 21-м веке – «Реликтовые дубы», «Семёновский», «Верхнеамурский», «Среднеаргунский», «Джилинский»…
И последнее. Случайно или нет, но именно после таких встреч со спорами о природе и способах её охраны начинаешь ярче воспринимать суть старого, тысячелетней давности афоризма: «Делай, что должен, и будь, что будет».
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№41 (1577) // 09.10.2019 г.
0 комментариев