Оказавшись в Забайкалье, иные наблюдательные москвичи или жители других западных регионов России бывают изумлены, наблюдая за нашими птицами. Сороки у нас летают голубые, галки серые, а вороны чёрные. Да-да, то, что читинцу вполне привычно, москвичу – удивительно.
Ведь житель Подмосковья, Кубани или Поволжья знает, что настоящие вороны должны быть серыми, точнее, двуцветными с серым телом и чёрными головой, хвостом и крыльями. Зато галки – мелкие родственницы ворон – над Москвой летают чёрные, лишь с малозаметным сероватым осветлением на шее.
Но Восточная Сибирь с Дальним Востоком – это вам не Подмосковье. Здесь многое выглядит уже совсем по-иному. Так, на смену привычной европейцу серой вороне приходит ворона чёрная, хорошо знакомая нашим землякам. Подобно своей серой родственнице она тоже хрипло говорит «кар», тоже отличается умом и сообразительностью и тоже любит, когда бог посылает ей кусочек сыру и прочие человеческие объедки. Зато в оперении – ни единого серого пятнышка.
У серых и чёрных родственниц есть шансы встретиться и пообщаться. Происходит это посреди Сибири – примерно вдоль долины реки Енисей и на Алтае. Иногда они даже образуют смешанные пары и выводят птенцов. Но места совместного обитания – это лишь узкая полоска на огромных пространствах нашего континента. Серые не хотят (или не могут) проникнуть на восток, а чёрные почему-то не рвутся на запад.
Специалисты десятилетиями ломают головы, причислять этих ворон к одному биологическому виду или к разным. В последнее время стараются наших «брюнеток» выделять в отдельный вид. И дело здесь не только в окраске. Различаются они и поведением. Если серые «европейки» давно освоили человеческие поселения, ведут себя здесь нахально и вообще почти разучились жить вдали от людей, то чёрные предпочитают держаться хоть и неподалёку, но всё же в сторонке от наших городов. Например, многие читинские вороны кормятся на Ивановской свалке и городских очистных сооружениях, но ночевать безостановочно летят через весь город в окрестные леса куда-то за Северный или СибВО. Внимательный горожанин может наблюдать такие утренние и вечерние перелёты над городскими районами.
А ещё осень – время, когда над городом и его окрестностями можно увидеть огромные, иногда многотысячные, стаи галок. Наши даурские галки чёрными бывают только в юности. Взрослея, они становятся двуцветными совсем как европейские серые вороны, только светлее и заметно мельче. И ещё, в отличие от вороны, галка – птица перелётная, точнее, кочующая. В начале октября галочьи стаи исчезнут и вернутся к нам лишь с приходом весны.
Впрочем, такое происходит далеко не везде. Все так называемые врановые птицы (вороны, галки, сороки, грачи) легко обучаются и замечательно умеют приспосабливаться к меняющимся условиям. Вот соседи-сибиряки уже кое-где подметили, что галки у них всё чаще остаются на зиму. Так что, не исключено, что и в нашем Забайкалье эти птицы научатся успешно зимовать. Ведь постепенное потепление климата на нашей планете только набирает обороты. А такие умные птицы как вороны и галки это обязательно используют.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№40 (1576) // 02.10.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев