Какое же лето без вездесущего тополиного пуха. Назойливые пушинки склоняют к безудержному чиханию и к жалобам на аллергию. Впрочем, сам тополиный пух вряд ли будет серьёзным аллергеном. Ведь это фактически вата, чистая целлюлоза.
Разве что в полёте пушинки способны подхватывать пыльцу растений или частички пыли, которые доставляют прямиком к нам, заставляя самых чувствительных хвататься за носовой платок.
И зачем, спрашивается, тополю нужен этот пух? Ну, в общем-то, за тем же, как и множеству других растений с похожими приспособлениями – хлопчатнику, иван-чаю, даже всем известному одуванчику. Любое растение заинтересовано в распространении своих семян, чтобы будущие «детишки» вырастали подальше от «родителей», заселяя новые места.
В Забайкалье известно целых три вида тополей (если не считать редкой окультуренной экзотики, иногда используемой озеленителями). Самый назойливый и нелюбимый читинцами в разгар лета – это бальзамический тополь, тот, что у нас всюду в городе. Этот выходец из далёкой Канады давно укоренился по всей России как удивительно удобное во всех отношениях дерево. Морозов не боится, полива не требует, черенкуется легко, растёт быстро, да и вполне симпатичен в посадках. Вот только пух…
Впрочем, проблема пуха несколько искусственная. Ведь тополь – растение однополое и представлен как мужскими, так и женскими деревьями. А потомство, то есть плоды с семенами, можно ждать только от женского пола. Если же они нам не нужны, значит, нужно сажать мужские растения. Весной они отцветут, а дальше до самой осени будут радовать горожан своей зеленью. И никакого пуха.
Правда, ходит популярная легенда, что якобы мужские растения со временем перерождаются в женские и всё равно начинают «пушить». Может, эта легенда была специально придумана озеленителями, чтобы прикрывать свои проколы? Но даже если предположить, что такое случается, то вряд ли смена пола может быть массовым явлением. Так что, хотим иметь поменьше пуха – сажаем тополя только гарантированно мужского пола. Ну, а вопрос гарантий – это уже к озеленителям, черенкующим и укореняющим побеги.
Что касается других наших тополей, то в городе они растут гораздо реже. Один из них – это тополь дрожащий, хорошо всем известный под названием осина. Это дерево у нас почти не встречается в озеленении, хотя, наверное, её алая осенняя листва могла бы очень украсить городские скверы. Ещё один тополь называется душистым. Это дерево – наше коренное и часто попадается в долинах забайкальских рек. Отличить от бальзамического его несложно, достаточно присмотреться к жёстким овальным листочкам этого тополя. В городе он тоже редок и, может быть, напрасно. Тем более, что и пушить он, кажется, начинает позже, когда в Забайкалье идёт больше дождей, быстро прибивающих пух к земле. А вообще в мире известно почти сто видов тополей, и многие из них давно и успешно высаживаются в городах.
Тополь душистый
Так что, даже простецкие тополя могут быть важной частью нашей городской среды. Главное, научиться с умом их разнообразить, правильно высаживать и обрезать. Ну, а проблема обрезки зелёных насаждений в нашем городе – это, как говорится, совсем другая история.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№27 (1563) // 03.07.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев