Если вы сейчас подойдёте к ближайшей черёмухе и присмотритесь к её кроне, то с большой вероятностью увидите бесформенные комки паутины, облепившие растение.
Со стороны может показаться, что это компания сумасшедших пауков вместо красивого ажурного кружева обмотала ветви, превратив их в неаккуратное веретено. Но это не паучья работа. Вы познакомились с черёмуховой горностаевой молью.
Для многих моль – мелкая сероватая бабочка, угрожающая шерстяным шапкам и вызывающая своим появлением наши «бурные аплодисменты». На самом деле, моли – это огромная группа насекомых, большинство из которых вообще не интересуется шубами и шарфами. Их гусеницы, как это обычно и бывает у бабочек, грызут листья растений, и лишь несколько видов приспособились к питанию таким малопривлекательным продуктом, как шерсть.
Вот и горностаевые моли – типичные вегетарианцы, питающиеся листьями. Но, вылупившись из яиц, мелкие гусенички не расползаются по веткам, а начинают производить липкую паутину, формируя тот самый комок, внутри которого они и останутся до своего взросления. Каждая по отдельности гусеница черёмуховой горностаевой моли невелика, но аппетита ей не занимать.
Каковы могут быть последствия такого аппетита, нам говорит хорошо знакомый читинцам пример с ближайшей родственницей этой бабочки – яблонной горностаевой молью. Каждое лето её паутинные гнёзда обнаруживаются на дикой ягодной яблоньке. И зачастую на дереве не остаётся ни листочка, а голые ветви стоят, будто укутанные светлым саваном.
К счастью, это ненадолго. Жизненный цикл маленькой бабочки очень короткий, и вскоре сытые гусеницы окукливаются прямо в паутине. Деревца же довольно быстро приходят в себя, давая свежую зелень из спящих почек.
Вообще природа нечасто допускает такие массовые вспышки численности кого-либо. У тех, кто усиленно размножается, обязательно находятся желающие поживиться за их счёт – разнообразные хищники и паразиты. Но, похоже, что стратегия сидения в паутинном гнезде оказалась очень успешной. Воробьи и синички не хотят пачкать клювы в липкой паутине, чтобы выковыривать оттуда гусениц. А паразитические насекомые, какие-нибудь разнообразные наездники, просто не могут забраться внутрь паутинного гнезда. Остаётся надежда, что какая-нибудь бактерия или вирус устроят прожорливым гусеницам настоящий мор.
Если же такого не произошло, придётся читинцам терпеть эту напасть. Впрочем, в масштабах собственного палисадника или дачного участка горностаевая моль – неприятная, но небольшая проблема. На другие растения эти гусеницы не поползут, им нужны именно «свои»: яблоня – яблонной горностаевой моли и черёмуха – черёмуховой. С небольших кустов, где руки дотягиваются, лучше вовремя срывать гнёзда, пока гусеницы ещё малы. Если кусты высокие, можно воспользоваться струёй холодной воды из шланга. Конечно, можно ещё попробовать какую-нибудь химию. Но ведь нам самим этим придётся дышать. Себе дороже. В масштабах города, наверное, были бы эффективны какие-нибудь бактериальные препараты наподобие лепидоцида. Для людей они абсолютно безопасны, а вот насекомые их ужасно не любят.
Ну, или просто подождать. Время лечит не только человеческие раны, но и древесные тоже.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№25 (1561) // 19.06.2019 г.
0 комментариев