Весной нас особенно радуют первые распустившиеся цветки. Для таких раннецветущих растений даже есть отдельное название – первоцветы.
Если спросить забайкальца о первоцветах, то он, наверное, первым делом вспомнит прострелы-ургульки да ещё одуванчики. Немного подумав, мы в эту компанию добавляем вербу, то есть цветущую иву. Ведь её пушистые «барашки» есть не что иное, как соцветия, да ещё и полные нектара, привлекающего изголодавшихся за зиму бабочек и пчёл.
Конечно, список наших ярких первоцветов на этом не закачивается. В весеннее время распускаются золотистые цветки у гусиного лука, белые – у черёмухи и ярутки, розовые – у остролодочника и гюльденштедтии. Но самые обычные первоцветы мы иногда просто не замечаем, хотя они цветут совсем рядом с нами.
В самом деле, какие самые массовые деревья и кустарники читинцы видят вокруг себя в каждом сквере? Конечно же, это тополь и ильм. Наш, не самый зелёный, город превратился бы буквально в каменную пустыню без этих замечательно живучих растений, способных переносить присущие местному климату засухи и перепады температур. Конечно, читинцы ворчат на тополь с его летним пухом или на ильм с его раскидистыми ветками и разносимыми ветром плодами. Но попробуйте-ка их чем-нибудь заменить. Можно, конечно, – на абрикос, яблоню, сирень, сосну, берёзу… Но и усилий приложить для их выращивания придётся в разы больше. Ведь сосна не станет подобно тополю терпеть нашу знаменитую обрезку «под пенёк». А берёза быстро засохнет на солнцепёке, где ильм будет расти безо всякого полива.
Но тополь и ильм объединяет ещё и то, что они оба – первоцветы. Ещё не ушли ночные морозы, а в кронах тополей уже раскрылись цветочные почки, из которых свесились соцветия-серёжки: на одних – красноватые мужские, на других – зелёные женские. Мужские деревья быстро отцветут, рассеяв пыльцу. А на женских летом созреют мелкие семена, которые разлетятся в комочках тополиного пуха. Того самого пуха, так нелюбимого горожанами.
К концу апреля раскрываются цветки и на ильмах. Внешне они напоминают вспышки фейерверка, только очень маленькие. Зато этими «вспышками» могут быть усыпаны все ветки растения, ещё совсем голые, лишённые листьев.
Конечно, такие первоцветы выглядят очень скромно, но это и не удивительно. Опыляются они не насекомыми, а ветром. И им незачем тратить силы на яркие лепестки, сладкий нектар и привлекательный аромат.
Почему же эти «тихие» первоцветы зацветают так рано, когда ещё совсем холодно и неуютно? Ответ совсем простой: чем меньше листьев, тем легче пыльце разноситься с весенними ветрами, и тем больше шансы на успешное опыление и завязывание семян. Так поступают и другие наши ветроопыляемые деревья – осина, берёза и ольха. Рано вложившись в цветение, они не спешат распускать листья, но потом до самой осени набираются сил для новой весны.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№18 (1554) // 01.05.2019 г.
0 комментариев