На современных картах гора, которая видна со станции Зилово восточнее-северо-восточнее, обозначена, как гора Арчикой. Одним из первоисследователей её был выдающийся геолог Я.И. Макеров. Здесь он искал в начале XIX-го века россыпное золото.
Изучал и многое другое, в том числе так называемые нагорные или гольцовые террасы, столь характерные для высоких гор в нашем регионе.
Восхождение на голец Арчикой было сделано в 1991 году.
День начинался хмурым – с ветром и низкой облачностью. В начале маршрута шли по старой дороге на лыжах, но вскоре дорога превратилась в тропу, участились каменные россыпи, и с лыжами пришлось расстаться, хотя наверху, на гольце, они могли бы пригодиться.
Подъём делали от водокачки, по так называемому Третьему Ключу. Нижняя часть долины ключа и прилегающие склоны сохранили следы горных работ, оставленные при поисках месторождений россыпного золота.
Именно здесь, на Урюме, в 1863 г. было открыто золото горным инженером А.А. Черкасовым. Участники экскурсии были счастливы тем, что побывали там, где Александр Александрович Черкасов вдохновлялся на написание своих бессмертных «Записок охотника Восточной Сибири».
Когда-то на Белом Урюме я встречал дальневосточную лиану, обвивавшую, как канат, лиственницу даурскую. Хотелось и на этот раз увидеть что-либо из тихоокеанской флоры. Но это желание удовлетворилось только одной встречей. Мы видели иву-кореянку или, по-другому, чозению. Этот вид растения из семейства ивовых распространён в Восточной Азии, включая часть Забайкалья.
Больше часа поднимались мы по днищу долины до перевала. Вот уже справа стал виден голец. Моим спутникам был знаком только голец Саранакан, расположенный близ Читы. Саранакан выглядел намного скромнее Арчикоя. На Арчикое склоны круче, а гребни вершины острее.
Теперь поворачиваем на восток, где в конце дугообразного гребня видна остроконечная вершина. Очевидно, именно её мы видим со станции Зилово. Глубина снега заметно увеличивается, и идти становится всё тяжелее. Особенно затрудняют движение заросли кустарниковой берёзки. Усиливается ветер. И мы сменяем лыжные шапочки на шапки-ушанки, а варежки – на шубные рукавицы.
Многочисленны прикопки кабарги, добиравшейся до своего любимого корма – лишайников. Всюду встречаются наброды глухарей, которые кормятся здесь почками берёзок и хвоей кедрового стланика.
И вот, когда до вершины осталось всего три или четыре километра, а солнце уже коснулось горизонта, решаем возвращаться, оставив голец непокорённым.
Когда-нибудь группа, сильнее нашей, побывает зимой на вершине Арчикоя.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Юрий Руденко
«Читинское обозрение»
№10 (1546) // 06.03.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев