Научная подготовка будущих граждан начинается задолго до школы, то есть в раннем детстве. Первые сведения о сезонах года, о летней жаре и зимней стуже, о приспособлениях всего живого к меняющемуся состоянию окружающей среды ребёнок получает рано – как от собственных наблюдений, так и от родителей, от старших людей, из СМИ, в детском саду.
Основное внимание уделяется эмоциональному восприятию природы. Родители и воспитатели часто используют такие образы природы, как белый сверкающий снег, говорливый ручеёк, злой ветер, капризная природа, несносная жара, поганые мухи, новая (молодая) картошка, душистые яблоки, золотая осень.Дошкольники знают об Арктике с её метелями зимой и незаходящим солнцем летом, о песчаных пустынях с их высокой температурой, о тропических лесах с их вечным летом и пышной растительностью. Они получают представления о причине смены времён года – годовом изменении высоты солнца над горизонтом и продолжительности солнечного сияния.
Ольха кустарниковая — раноцветущий кустарник.
В раннем возрасте закладывается и отношение к природе. Оно может стать или негативным, если родители брюзжат по поводу погоды, клянут несносный климат, или позитивным, если они демонстрируют детям, как преодолевать капризы погоды, например, устройством теплиц и парников – в дачном хозяйстве, светлой панамкой – в солнечную погоду и т.п.
Школьники с помощью взрослых (родителей – дачников и фермеров) могут получить представления об оптимальных сроках посева, посадки и обработки почвы, о явлениях промерзания и протаивания почвы, о наводнениях и засухах, о роли воды в жизни растений, об укрытии растений и колодцев на зиму и многих других сезонных явлениях и хозяйственных мероприятиях людей.
Незаменимы прогулки на лоне природы, причём их можно совершать в любое время года и при любой погоде (надо только соответственно снарядиться). Сколько знатоков природы, в том числе фенологов, воспитали познавательные экскурсии на природе, сбор грибов, рыбная ловля, сбор ягод, записи голосов птиц! Немало взрослых людей прошло в своё время школу общения с природой и на охоте. Причём охота может быть необязательно смертоносная – вспомним, например, фотоохоту и записи голосов птиц. Удивительный мир живого раскрывают занятия фотографированием природы или рисование природы. Вспомним акварели декабриста П.И. Борисова, запечатлевшего сибирскую, включая забайкальскую, флору (недавно она была воспроизведена в «Акварелях П.И. Борисова»).
Учите детей любить всё живое!
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Юрий Руденко
Фото автора
«Читинское обозрение»
№33 (1465) // 16.08.2017 г.
0 комментариев