Во второй декаде апреля в Центральном Забайкалье выпал снег и образовался снежный покров. Вплоть до 22 апреля на горах, окружающих Читу, был виден снег.
Гидрометеорологи измерили количество осадков, выпавших 16-17 апреля. Оно составило 17 миллиметров. Для нас это двухмесячная норма.
Шествие весны по Забайкалью возвраты холодов уже не могли остановить. 17 апреля можно было услышать и увидеть трясогузок белых. Прилёт этого вида птички отмечен уже 48 лет подряд, и получена средняя дата прилёта – 10 апреля.
19 апреля было отмечено начало зеленения почек у черёмухи в городе. Это было 31-е наблюдение. Средняя дата за 31 год пришлась на двадцать третье апреля.
В тот же день в Центральном районе Читы можно было видеть всходы одуванчика, подорожника, полыней. Местами всходы на газонах были настолько густы и высоки, что газон выглядел зелёным.
14 апреля наблюдал в городе редкой формы начало сокодвижения у берёз. Сок капал откуда-то с вершины кроны. Можно было только предположить, что там в кроне есть веточки, обломанные когда-то ветром. Средняя дата сокодвижения у берёз в городе, полученная за 32 года, приходится на 15 апреля.
За городом сокодвижение у берёз начинается заметно позднее, а именно 22 апреля. Продолжительность наблюдений за сокодвижением у берёз составила 38 лет. За эти 38 лет сок начинал поступать в среднем именно 22 апреля. Причём, что примечательно, в первые 19 лет начало сокодвижения приходилось на 26 апреля, а в последующие годы – на 17 апреля. Не говорит ли этот факт о потеплении климата?
Первый дождь в Чите наблюдался ночью с 16 на 17 апреля. Он шёл со снегом, и на Титовской сопке вызвал образование снежного покрова.
23 апреля выдалась жестокоморозная погода – с низкой температурой и сильным ветром. При таких погодах, бывало, в евразийских степях и пустынях, как писали географы, наблюдался падёж скота от холода и бескормицы. Овцы, лошади, крупный рогатый скот, оказавшись застигнутыми врасплох на безлесных равнинах, вынуждены были идти по ветру, пока не попадали в сугробы, откуда не могли выбраться и замерзали.
Метели в евразийских степях и пустынях, упомянутые выше, среди народов Центральной Азии называются дзутами. В русский язык они вошли под словом джут, жуть. Забайкальцы чаще всего имеют дело с дзутом, когда поднимаются в холодное время года на безлесные горные вершины, то есть на гольцы, столь обычные в Забайкалье.
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Юрий Руденко
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№17 (1449) // 26.04.2017 г.
0 комментариев