На календаре – середина июля, а некоторые растения ещё не цвели. Так, начало цветения у дендрантемы Завадского, крупной красавицы – ромашки белой, наступает только 15 июля. Время белозора болотного, обитателя сырых лугов, болот и галечников, наступает только в июле и августе. По моим данным за 20 лет, белозор зацветает 18 июля.
Гвоздика пышная, отличающаяся глубоко расчленёнными лепестками от своей родственницы – гвоздики разноцветной, называемой детьми часиками, зацветает 11 июля. Все виды семейства маревых цветут не раньше июня, а чаще в июле-августе и даже сентябре. Пора цветения у них значительно смещена на вторую половину лета. Вот и суди, закончилась ли весна, если немало видов растений только вступают в пору цветения.
О том, что лето не стало полновластной хозяйкой природы, говорит отсутствие цветения у хмеля, у лука двузубчатого, у черемицы чёрной, у патринии, у копеечника и у многих других видов. Какая уж тут весна, а тем более лето. Причём речь идёт не о запоздалой весне, а об обычном календаре природы. Весна должна пониматься шире, чем она представляется сейчас.
Самец косули, например, ещё не вступил в период гона. Об этом можно судить по отсутствию затёсов рогами на молодых деревцах (их я отмечаю уже 15 лет, и дата начала затёсов приходится обычно на 4 июля).
Некоторые птицы подолгу подбирают себе пару для выведения потомства. Это заметил ещё Николай Васильевич Кириллов. Он сообщал, что кукушка обыкновенная в 1889 г. у Петровского Завода куковала до 27 июля, а в 1890 г. до 2 августа самец продолжал ухаживать за избранницей и охранять от соседей избранную им территорию. В 1892 г. весенние хлопоты у самца кукушки продолжались до 7 сентября (наблюдения у села Бичура в Бурятии).
У дубровника последние весенние песни продолжаются до 20 июля, у козодоя – до 29 июля. Однако в конце июля – начале августа белка и дятел уже переходят на питание семенами хвойных. 14 августа исчезают слепни.
Близость осени мы обнаруживаем и по началу запасания кормов на предстоящий холодный и голодный период года. Обитатели каменных россыпей в высокогорьях и в тайге, например, у Читы сушат траву и веточки кустарников и складывают эти запасы подальше под навесами. Такие грызуны, как бурундук, натаскивают в свои норы орехи и зёрна.
Травы начинают жухнуть, то есть теряют свои кормовые качества, и жители сельских местностей открывают сенокос. Обычное время начала сенокоса – вторая половина июля.
В станице Букункунской (сейчас это северная окраина Сохондинского заповедника) Густав Иванович Радде в 1853 г. отметил начало сенокоса 8 июля (Прокопьев день), иногда и Петров день (29 июня).
Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
Юрий Руденко
Член Русского географического общества
«Читинское обозрение»
№28 (1356) // 15.07.2015 г.
0 комментариев