Он снялся в 58 фильмах, поставил по собственным сценариям такие кинокартины, как «Живёт такой парень» (1964), «Печки-лавочки» (1973), «Калина красная» (1974). Перу Шукшина-литератора принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики.
С тревогой о современном человеке вошёл он в литературу и создал такое разнообразие характеров, среди которых были комические и трагические лица, были и люди совести, с повышенным чувством ответственности за всё происходящее в мире. Не идеализируя, Шукшин показывает своего героя в непростых ситуациях, иногда с болью говоря о его душевной тревоге.
Первый рассказ Василия Макаровича «Двое на телеге» появился в 1958 году. В нём тема доброты, ставшая впоследствии главной, заявила о себе сразу. Чуть позже, в 1963 году, в сборнике новелл «Сельские жители» автор говорит не просто о сельских жителях, но о нравственных исканиях героев, здесь появляется проблема «деревня-город» в эпоху научно-технической революции. Другой этапный сборник 1973 года «Характеры» содержит массу интереснейших замечаний о поступках человека. Творчество писателя оказалось цельным, чем бы он ни занимался. Масштаб личности его осмысливается и сегодня. Выходец из глубинки, Шукшин не сразу был принят в столице, ему пришлось многое преодолевать. Он несёт в себе заряд ответственности и беспокойства за судьбу Отечества, основу которого составляют добросердечные труженики его, не замечающие своей отдачи во имя общего блага. Такие самородки периодически появляются в России. Казалось бы, исходя из коротких рассказов о современной деревне, можно ли делать серьёзные выводы, говорить об актуальности звучания мотивов его творчества? Всё дело в таланте, а он был неоспоримым.
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.
***
Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.
***
Угнетай себя до гения.
Московская встреча
Моё первое впечатление о Шукшине оказалось ошеломляющим: будучи в Москве, я посмотрела только что вышедший на экраны фильм «Калина красная» и увидела зрителей после просмотра с вопросительной мимикой: «что это было?». А потом начались разговоры-споры о том, кто такой главный герой, он как-то не укладывался в литературный канон, не допускал однозначных оценок. В таком душевном состоянии я пребывала довольно долго, пока передо мною не распахнулись двери театра с шукшинскими чудаковатыми героями, постепенно раскрывающими тайны человеческой души. Теперь я вспоминаю и о том восприятии текстов В. Шукшина китайскими студентами, которых обучала в Даляне (КНР) в 1990-х годах. Читали повесть-сказку «До третьих петухов» и рассказ «Сельские жители». При всей неоднозначности оценки этих произведений был сделан вывод о попытке автора проникнуть в тайники «загадочной русской души».
Русский характер
После выхода в свет в 1975 году книги рассказов и киноповести «Брат мой», куда вошла и сказка «До третьих петухов», о писателе заговорили. Выпущенная в издательстве «Современник» тиражом в 300 тыс. экземпляров по цене 1 рубль, она была очень быстро раскуплена. Чтение доставляло и удивление, и удовольствие; оригинальность повествования трогала, заставляла живо откликаться на прочитанное, чувствовать точное раскрытие психологического портрета персонажей, которых писатель рисовал с неуёмным желанием правды. Глубоко народный по складу своей творческой натуры Шукшин проблемно соединяет деревню и город, находит общечеловеческий аспект волнующих его вопросов в жизни и рабочего, и крестьянина, и интеллигента. О культуре человеческих отношений, о сохранении человеческого достоинства его рассказы «Сураз», «Срезал», о способности человека побеждать собственные слабости – «Кляуза». Бытовой факт наводит на размышления о живучести зла. В жизни нет мелочей, всё важно, всё идёт от воспитания. Писатель ставит мучивший его вопрос «Что же с нами происходит?». Создавая народный характер, он совмещает преходящее и вечное, бытовое и духовное. Его роман «Любавины» в своё время широко обсуждался, а другой – «Я пришёл дать вам волю» – Шукшин мечтал экранизировать. Хотел сказать широкому зрителю, как формировались героические черты русского национального характера, каким представлялся ему Степан Разин – атаман крестьянского восстания. В этих произведениях, написанных колоритным языком, чувствуется и напряжённость повествования, и одновременно какая-то лёгкость, объяснимая глубиной знаний автора того материала, которого касалась его рука, зрелостью мысли и человеческой мудростью.
Актёр и режиссёр
Созданные им фильмы, о которых много спорили и которые раздражали одних и принимались другими, продолжают свою жизнь и сегодня, напоминая его заповедь «нравственность – есть правда». Как актёр он многих покорил мужским обаянием героя в фильме «У озера», где сыграл в паре с молодой очаровательной Натальей Белохвостиковой. В «Печках-лавочках» его герой Иван Расторгуев открывает особую породу «странных людей», чудаков, фантазёров и правдолюбцев. Наиболее сложный характер показан им в «Калине красной», Егор Прокудин – противоречивая натура с «наскипидаренной», уязвлённой душой, в которой уживаются нежность и агрессивность. Эмоционально точно Шукшин передаёт ослабленный инстинкт самосохранения героя, для него важен инстинкт самораскрытия, он – трагический герой, которого автор и любит, и осуждает. Возрождение души по Шукшину, нравственное исцеление должны пройти через труд, но не так-то всё легко получается в жизни. Какими пронзительными словами писатель передаёт это щемящее душу чувство: «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам». Реализм писателя не терпит полуправды, социальная острота и неуступчивость проявляются в его фразе: «Правда бывает и горькой». Герои его книг непростые и интересные, словно списанные с натуры люди, таковыми стали и герои его сатирической повести «Энергичные люди», инсценированной во многих театрах.
Последней сыгранной ролью бойца Лопахина в фильме С. Бондарчука «Они сражались за Родину» он показал, что тот плоть от плоти, «родня всем шукшинским персонажам, но в экстремальных условиях войны обострённее стали его чувства, горькими – шутки, комичной его самоуверенность». Основой характера Лопахина явилась народность.
Пророк в своём Отечестве
Ёмкое, многозначное слово мастера развивалось в лучших традициях русской литературы. Подобно М. Зощенко и М. Булгакову, он со сдержанной яростью рисовал наглых, беспринципных людей, энергия которых направлена на комфорт и сытость, точно передавал их образ мышления. И страшными становятся, казалось бы, такие простые вещи, как «хорошо устроиться в жизни». Убедительному повествованию помогает обилие конкретных бытовых деталей. Автор обращается к «вечной» теме, которая ранее просматривалась у Л. Леонова в «Воре»: «обкрадывая других, человек, прежде всего, обворовывает самого себя».
О многом успел немало важного сказать Шукшин. Его больше интересовала жизнь современного человека, созидательного и любящего свою родину. И он многое узрел в наступающей жизни духовной скудости и эгоизма. Смерть настигла его на самом взлёте жизненной и творческой деятельности.
Все материалы рубрики "Читаем"
Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№30 (1566) // 24.07.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев