Главная / Авторы / Людмила Полетаева / Пушкин и театр его времени
Пушкин и театр его времени
6 июня - день рождения Александра Сергеевича Пушкина


«Всякая строка великого писателя драгоценна для потомства»

Казалось бы, совсем недавно по всей стране широко отмечали большой 200-летний юбилей поэта (1999), установив памятную доску ему в центре забайкальской столицы, на улице, носящей его имя. И вот уже новый юбилей – 220 лет Пушкину!

Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы следуем завету А. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Пушкин – это не столько прошлое, сколько настоящее, ибо творческая биография его затрагивает вечные вопросы жизни и смерти, любви и коварства, долга и бесчестия, свободы и рабства, дружбы и предательства. Его понимание идеала человеческой личности остаётся и для наших современников целью нравственного развития.

Он родился в Москве, но рано покинул её, отправившись совсем юным в Петербург, а оттуда в Царское Село, где провёл шесть удивительных лет учёбы в Лицее, сформировавшем его как поэта и личность. Там он познал первое сильное чувство любви, но, более того, бесценное чувство дружбы. Вольнолюбивая французская литература с детства питала его ум, творчество русских учителей в лице В. Жуковского, К. Батюшкова, Г. Державина, А. Радищева в юности оказало большое влияние, как и вся литературная атмосфера 1810-х годов с салонами, кружками, обществами, Лицеем, значением войны 1812 года, декабристским движением в 1820-е годы.

Не будучи художником-профессионалом, А. Пушкин оставил великолепные зарисовки, автопортреты, этюды, раскрывающие житейский и художественный мир той поры. Исследователь Татьяна Цявловская, работая с рукописями поэта, заметила: «Зоркость у него неимоверная, в его рисунках, как и в словах, почти физическое ощущение живого тела». Здесь немало женских лиц, лицейских друзей, петербургских знакомых и московских родственников, здесь и знаменитая балерина Истомина, и прославленная драматическая актриса Екатерина Семёнова, и известный балетмейстер Дидло, и многие другие люди из театральной пушкинской поры.

Позволим себе несколько слов об увлечении поэта театром, ведь 2019 год назван Годом театра. Рассыпанные по многочисленным произведениям строки, фразы о нём удивляют читателя своей неповторимостью оценок оперных и балетных постановок, способностью лепить пластические образы словами. Восторгаясь гением Пушкина, Пётр Ильич Чайковский выразился так: «Он очень часто вырывается из тесных сфер стихотворства в бесконечную область музыки, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души». Три года пребывания в Петербурге после Лицея, где он получил основы балетной грамоты, оказались богатыми театральными впечатлениями. Балеты занимают здесь немалое место.

В этом году исполняется 170 лет со времени ухода из жизни той, которой Пушкин восхищался в период расцвета её дарования. Одна из самых блестящих её работ – Корделия в шекспировском «Короле Лире». В 1820 году в связи с временным уходом её со сцены поэт скажет: «Ужель умолк волшебный глас Семёновой, сей чудной музы». Русская Мельпомена покинула театр в расцвете сил, не желая пережить своей славы. Создав «Годунова», Пушкин преподнёс ей экземпляр пьесы с надписью «Княгине Екатерине Семёновой-Гагариной от сочинителя А. Пушкина». Влюблённый в театр, этот «волшебный край!», он посещал его в 1817–1820 гг. особенно часто, о чём свидетельствуют стихотворные строки некоторых произведений и, конечно же, «Евгения Онегина»:

Театр уж полон; ложи блещут,
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Август 1819 года увлёк Пушкина и его друзей новыми постановками, так, 16 числа состоялась премьера оперы Буальдье «Красная шапочка» с танцевальными дивертисментами Дидло, 25 августа – опера «Калиф Багдадский» с его же балетом, где танцевали знакомые Пушкину Истомина, Лихутина, Овошникова, это о них поэт писал:

Мои богини! Что вы, где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? Другие девы,
Сменив, не заменили вас?

А 30 августа был поставлен балет «Хензи и Тао» Дидло на китайский сюжет. «Кипение страсти», по замечанию пушкиноведа Г. Гуковского, не столько относится к холодному Онегину – главному герою романа, сколько к самому увлечённому Пушкину, оно передано с такой глубиной восприятия танца:

Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полёт?

Последняя строчка представляет метафору, выражающую хрупкость, изящество, влюблённость в то искусство, которому служишь. Танцевальные движения Истоминой сравнивали многие с соло скрипки или виолончели в темпе анданте. Её сопернице Е. Телешовой, которой был увлечён А. Грибоедов, посвящены строки автора «Горе от ума»:

И вдруг, как ветр её полёт!
Звездой рассыплется мгновенно,
Блестнёт, исчезнет, воздух вьёт
Стопою, свыше окрыленной.

Очень неплохие стихи (кстати, о балете писали и Г. Державин, и К. Батюшков, и М. Лермонтов), но разве они могут сравниться с пушкинскими, в которых достигнуто такое единство поэтического видения образа и балетного описания классического танца Истоминой. Перекличка и перефразы этих строф двух великих поэтов XIX века говорят о том, что оба, увлечённые театром и особенно балетом, они не могли обойти эту тему стороной, и другое – Грибоедов написал под влиянием Пушкина, его таких строк:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.

Талантливая ученица Дидло Истомина могла переводить ногу спереди назад широким полукругом в медленном темпе, и в этом движении она была «смычку волшебному послушна». Пушкин всегда ищет совершенства и находит его в словах «быстрой ножкой», танцовщица отбивает этой ножкой маленькие батманы. Дифирамбы балерине, за движениями ноги которой едва успеваешь следить, поэт передаёт восхищением: «Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня». Театр Дидло стал для Пушкина прекрасной школой, давшей пищу для размышлений о назначении сценического искусства, о классицизме и сентиметализме, о романтизме и реализме. Ведь репертуар тех лет был разнообразен: балеты уходящего в прошлое классицизма шли вперемешку со спектаклями новых сентиментальных мелодрам и предромантическими танцевальными поэмами. Пушкин и его друзья часто посещали Малый театр и «составляли в ту пору то общество в Большом театре, называя себя в шутку «левым флангом», имеющим свои абонированные кресла в первых рядах на левой стороне театра». Популярность театру обеспечил танцовщик и балетмейстер, педагог и драматург так называемого романтического петербургского театра, повлиявшего и на развитие московского, классик хореографии Шарль Дидло.

Увлекаясь чтением великолепных стихов о театре вообще и балете в особенности, начинаешь изучать все тонкости танцевального искусства, и тут Пушкин становится твоим путеводителем, поражающим, восхищающим и удивляющим энциклопедизмом знаний. Да, он был не просто с веком наравне, он перешагнул за грани возможного, передав поэтическим словом трепетное искусство танца и пения. Мы затронули лишь маленькую толику огромного таланта А. Пушкина, сказав о богатстве русского языка и его волшебном воплощении в литературном творчестве.

Все материалы рубрики "Читаем"
 

Людмила Полетаева,
кандидат культурологии

«Читинское обозрение»
№23 (1559) // 05.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net