Ещё в студенческие годы был обретён 12-томник «Собрание сочинений» Ивана Сергеевича Тургенева, где 12 том составили письма. Их сохранилось около шести тысяч, охватывающих 52 года его жизни. С каким упоением читали мы их, познавая многое из жизни его героев, списанных нередко с родственников и знакомых. Этими прототипами были и мать писателя Варвара Петровна, и его брат Николай, и дворовый Андрей, и многие другие. Особое место, конечно же, занимали письма Тургенева к Полине Виардо, любовь к которой он пронёс через всю жизнь.
Адресатов огромное количество, среди имён критик В. Белинский, издатель А. Краевский, актёр М. Щепкин, поэты А. Некрасов, А. Апухтин, А. Фет и Я. Полонский, прозаики А. Герцен, Д. Григорович, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Чернышевский; художник И. Крамской, французские писатели Жорж Санд, Флобер и многие другие. Каждое письмо можно считать своеобразным очерком, зарисовкой, поражающим меткостью слова, изяществом стиля.
Вспомним строки из письма 1847 года к Полине Виардо: «После моего последнего письма к Вам я прочёл ещё одну драму Кальдерона… Сигизмунд Кальдерона – это испанский Гамлет со всем различием, какое существует между севером и югом. Гамлет более рассудителен, более тонок, более философ… Теперь я приступил к чтению испанского Фауста… Драма в Испании была последним и прекраснейшим выражением наивного католицизма и того общества, которое он создал по своему образу. Между тем, как в критическое и переходное время, которое мы переживаем, все художественные или литературные произведения, самое большее, представляют лишь индивидуальные мнения и чувства…».
Знаток четырёх языков, Тургенев прекрасно переводил для русского читателя европейскую литературу и одновременно знакомил западную публику с лучшими словесными памятниками русского искусства.
Когда-то в 70-е годы прошлого столетия мы зачитывались книгой Галины Винниковой «Тургенев и Россия», удивившей нас множеством архивных материалов, использованных автором. Интересна глава о том, как рождалась драматургия писателя, мечтавшего о создании русского национального театра. Винникова раскрывает социальную заострённость пьес Тургенева. Здесь дана любопытная характеристика позднего романа «Дым», который оказался своеобразным «репортажем с арены общественной борьбы, репортажем человека, необыкновенно взволнованного всем происходившим вокруг него». В 60-70-е годы писатель размышлял о положительных чертах в русском национальном характере, «на основе которых в дальнейшем, по его убеждению, должен сформироваться тип гармонической, творческой личности». В 80-е годы больной писатель не покидает своего дела, он замышляет написать после «Нови» продолжение с названием «Наталья Карповна» о русской молодёжи «последнего времени». Полина Виардо рассказала в одном из писем о последних днях жизни любимого человека, который за 15 дней продиктовал ей своё произведение «Конец». В нём есть такие строчки: «Бедный Тургенев, для него это было такое наслаждение диктовать этот рассказ, что он хотел начать немедленно таким же образом со мной большую подготовительную работу к большому роману, который был им задуман. Но, увы, болезнь ухудшалась, и он мог продиктовать только имена действующих лиц».
Позже до нас дошла книга Галины Курляндской «Тургенев и русская литература», где прослеживаются связи писателя с предшественниками А. Пушкиным и Н. Гоголем, а также с современниками Н. Лесковым и Л. Толстым. Человек для Тургенева был главным персонажем. А Россия, несмотря на то, что долгое время он жил за границей – любимым миром с красивыми и добрыми людьми, с родными перелесками и охотой, «с бледной синевой бескрайних далей и неоглядным морем волнующейся ржи».
Соотечественники отмечали удивительное свойство таланта Ивана Сергеевича – умение увидеть в только нарождающемся явлении типичный образ. Так случилось с Дмитрием Рудиным – героем одноимённого романа «Рудин», Евгением Базаровым в «Отцах и детях», Инсаровым и Еленой Стаховой в романе «Накануне», с персонажами его романов «Дым» и «Новь». Распознать важное и развивающееся жизненное явление не каждому дано. Это определяло мощь дарования писателя. Ему больше, чем другим, доставалось от критики. Однако демократическая критика сразу распознала в Тургеневе противника крепостного права и трагедийную сущность образа «нового» его героя. Вслед за А. Пушкиным и М. Лермонтовым, создателями героя своего времени, т.е. 20-30-х годов, И. Тургенев рисует образ героя современности 40-60-70-х годов XIX века.
Назовём и такую черту его таланта, как создание верного характера, который встретился в действительности. Другое свойство – умение показать крестьянина, по словам В. Белинского, «с такой стороны, с какой до него к нему никто не подходил…». Он – дворянин – сочувствовал крестьянину, раскрывая лучшие его качества: ум, смекалку, трудолюбие, упорство, терпение и любовь к природе. И, наконец, третьим свойством его таланта следует назвать великолепное сочетание природы с изображением формирования характера героя. «Записки охотника» вызвали глубокий общественный резонанс в тогдашних читательских кругах. И сегодня читать эти заметки – удовольствие, наслаждение: от чистоты русского слога, проникновенности чувств, искренности повествования о богатстве человеческой души и красоте природы.
Он был писателем-патриотом, содействовал социальному преобразованию России, верил в её будущее. Опорой культуры для него был «великий, могучий, правдивый и свободный, русский язык». К концу жизни он обратился к столь неожиданному жанру как «Стихотворения в прозе»: рифмы и других поэтических основ нет, но всё пронизано лирикой, глубиной чувств и красотой стиля. Эта книга стала последней лебединой песней Тургенева.
Все материалы рубрики "Читаем"
Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№46 (1530) // 14.11.2018 г.
0 комментариев