«Князья Гантимуровы – российские дворяне Забайкалья». Уникальная книга с таким названием недавно вышла в свет.
Её авторы – известные краеведы, наши землячки Раиса Гончаренко и Светлана Коржова – при подготовке глав своего «детища» переработали огромный объём исторического материала.
Имя князей Гантимуровых неразрывно связано с историей освоения и дальнейшего развития земли за Байкалом. Поэтому прочесть эту книгу должен каждый, кто считает себя истинным забайкальцем. Тем более те, в чьих жилах течёт кровь Гантимуровых.
Книга захватывает с первых минут, прежде всего обращаешь внимание на обложку, которую украшает Высочайше утверждённый герб князей Гантимуровых 1904 года.
В книге использованы фотоснимки из собраний Р.В. Гончаренко, архива Управления Забайкальской железной дороги, Н.И. Гантимурова и других.
Как говорится во вступительном слове, «история возвращается к нам со страниц архивных документов. Сквозь сухие строки проступают живые фигуры князей Гантимуровых, великой, трагичной эпохи их в истории Забайкалья, России… Каждый из Гантимуровых может гордиться своим происхождением, потому что произошли они от сильных, гордых, свободолюбивых людей, которые пришли на эту прекрасную землю, оставили здесь своё сердце».
Высоко отозвался о книге митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский, глава Забайкальской митрополии Димитрий:
– Князь Гантимур – личность весьма неординарная. Будучи одним из самых видных государственных деятелей Китая, родственником императора и, более того, имея весьма значимый чин цзолина, он не только отказался от всех государственных почестей и своего богатства, но и решил кардинально изменить судьбу всего своего рода. Подобно святому равноапостольному князю Владимиру, Гантимур принял Православие и перешёл на сторону России. Китайский император делал многочисленные попытки вернуть Гантимура, но безуспешно.
Этот переход стал переломным в дипломатических отношениях России и Китая. Сын Гантимура Катанай (в Крещении – Павел) был предводителем нерчинских казаков. В 1685 г. Павел был возведён в князья и занесён в книгу российских дворян Московской губернии. Забайкальский Нерчинск стал новой родиной княжеского рода Гантимуровых.
Будучи управляющим Нерчинской епархией с 2015-го по 2017-й годы, я хорошо изучил историю князей Гантимуровых. Поразительно, насколько далёкая от традиций Руси семья смогла стать частью нашего Отечества, а её потомки – настоящими патриотами.
Жителям Нерчинска хорошо известна Маятная (Мотальная) сопка. Это место связано с защитой города отрядом Катаная в 1689 году. На дипломатическую встречу, в ходе которой предстояло заключить знаменитый Нерчинский договор, китайцы привели большое войско. У казаков не было таких сил, но сын Гантимура Павел Петрович (Катанай) стал водить свой небольшой отряд вокруг горы – на местном диалекте воины «мотались» или «маялись». Китайцы этот хитрый стратегический ход оценили по-своему – решили, что казаки значительно превосходят их по силе и отступили, и по договору границы прошли по югу Даурии, как и было выгодно России. С тех пор нерчинцы каждый год совершали крестный ход на Маятную сопку.
Князья Гантимуровы, их положение в Российском государстве – явление удивительное, уникальное. Ни один другой представитель инородной аристократии Сибири не получал подобный статус, пожалованный тунгусскому (даурскому) князю Гантимуру. Признанные в княжеском достоинстве, князья проживали в сельской местности, брали в жёны русских женщин, при этом мало отличались от казачьего и крестьянского населения.
Особую ценность представляют документы краевого государственного архива, личных архивов семьи. Они никогда не будут подвергнуты изменениям, являются правдивым отражением жизни, как она есть.
Гантимур принадлежал к Дуликагирскому роду и был уроженцем местности, в пределах которой основан Нерчинский острог. Он возглавлял большую часть эвенков на территории Забайкальского края, в подчинении у Гантимура находились многочисленные роды пашенных дауров Верхнего Амура, по поймам рек Аргуни и Шилки. Известно, что дедом князя был старший сын Бабура. Имя Гантимура сохранилось у коренных народов, часто упоминается в сказаниях нерчинских тунгусов. Там отмечается его ум. Был он и грамотным, носил эвенкийскую одежду, «лицом похож на эвенка, но не любил бедных эвенков».
Что касается имени Гантимур (по-монгольски – «внутренне железный, стойкий»), оно встречается у чингизидов в форме Гун-Тэмур. Легендарные источники могут привести нас ко времени правления Великих Моголов; семейное предание гласит: «…князь Гантимур ещё явится на землю, станет во главе всех князей Монголии, возьмёт Тибет и утвердится в стране его предков – за рекой белых слонов у моря Хонунь».
На страницах книги – копии Указов Его Императорского Величества, челобитных, гравюр, рисунков, их вы не встретите больше нигде. Род Гантимуровых был прославлен на протяжении веков его достойными сынами и дочерьми. Возможно, среди них есть и ваши предки? Не узнаете этого – пока не прочитаете книгу!
В статье использованы материалы из книги «Князья Гантимуровы – российские дворяне Забайкалья».
Все материалы рубрики "Читаем"
Ольга Харчева
«Читинское обозрение»
№39 (1523) // 26.09.2018 г.
0 комментариев