Люди старшего поколения помнят сатирический киножурнал «Фитиль», организатором и главным редактором которого с 1962 года был Михалков, помнят и его поэму для детей «Дядя Стёпа». В его семье родились два замечательных сына Андрей (1938) и Никита (1945), прославившие русский кинематограф.
С 1935 года Михалков много печатался и широкую известность обрёл как детский писатель, знаток души маленького гражданина страны. Обновлённые школьные программы исключили некоторые тексты из классики советского периода, забытыми оказались известные писатели и их замечательные книги, но его стихам нашлось место. Помнят Михалкова и как автора текста государственного гимна Советского Союза, написанного вместе с фронтовым товарищем-журналистом Г.А. Эль-Регистаном в 1943 году.
20-летний Сергей Михалков
«Всё начинается с детства», – так просто и точно назвал он свою книгу. Понимая, что в детстве закладывается фундамент человека разумного, устремлённого в будущее, за которое нужно быть ответственным, Михалков много писал для детей. Таков его дар, у истоков которого стояли родители.
Вспоминая детство, он рисует образ отца как ответственного и талантливого администратора, полного «творческой энергии, целеустремлённого и бесконечно преданного своему любимому делу человека. Коренной москвич, выходец из русской дворянской семьи, мой отец безоговорочно принял Великую Октябрьскую революцию». Честный и образованный специалист, он «впоследствии стал одним из видных основоположников советского промышленного птицеводства».
Наверное, от матери Ольги Михайловны Глебовой ему передалась незлобивость, которой он удивлял окружающих. О маме сделаны такие заметки: «Женщина безгранично добрая, мягкая и беззаветно преданная семье, в прошлом была сестрой милосердия, некоторое время учительствовала, а затем целиком посвятила себя мужу и детям».
Говоря о влиянии окружения в годы становления и развития своего таланта, он отмечал несколько ярких личностей, что находят место в его «Литературной автобиографии» (1973): «Александр Александрович Фадеев. Он был душевно щедр и скромен, добр и отзывчив, резок и принципиален даже тогда, когда в чём-либо ошибался… Мои стихи для детей сразу обратили на себя его внимание, и в 1936 г. он выступил в «Правде» со статьёй «Стихи С. Михалкова».
Несколько страниц посвящено встречам с С.Я. Маршаком и рассказам о том, как тот вместе с А.М. Горьким создавали детскую литературу, «воспитавшую не одно поколение героев, разгромивших фашизм, покоривших целину и космос». С одобрения Маршака, ставшего наставником Михалкова, поэма «Дядя Стёпа», которую тот прочитал при авторе, стала любимым произведением школьников и их родителей. Дети часто узнавали Сергея Михалкова по росту, который соответствовал росту его поэтического героя. Но со смертью Маршака «опустел капитанский мостик большого корабля советской детской литературы».
Здесь же он называет и другого прославленного детского писателя Корнея Чуковского, восхищаясь его героями: «весёлым и озорным Мойдодыром и добрым и мудрым Айболитом».
Большое влияние на Михалкова оказала и «творческая, непринуждённая, насыщенная искусством атмосфера дома семьи Кончаловских», на дочери хозяина – художника Петра Петровича он был женат. Частыми гостями были известные люди: композитор С. Прокофьев, скульптор С. Конёнков, писатели Вс. Иванов, И. Эренбург, артисты Б. Ливанов, И. Москвин. Жена писателя и сама успешно вошла в литературу, создав повесть «Дар бесценный» и др.
В 40-е Михалков, мобилизованный для работы в армейской печати, был контужен в Одессе. «Выполняя задания своего командования в действующей армии, мне приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурами листовкам», – скажет он в автобиографии. Одно из стихотворений военного времени «Письмо жене» поражает глубиной переживаний:
Здесь, на войне
мы рады каждой строчке
И каждой весточке
из милых нам краёв.
Дошедших писем мятые листочки
Нам дороги особо в дни боёв.
Они хранят тепло родного дома,
Сопутствуют бойцу в его борьбе,
О, чувство зависти!
Как нам оно знакомо,
Когда письмо приходит не тебе.
Любимая жена моя Наташа!
От вас известий не было давно,
И, наконец, – письмо. Родное, ваше!
Как много радости мне принесло оно.
Ещё одну примечательную сторону таланта Михалкова отметил Алексей Николаевич Толстой, о котором сказано так: «В военную пору А.Н. однажды посоветовал мне попробовать свои силы в басенном жанре…Часто с благодарностью думаю я о его проницательности – он сумел в моих стихах для детей разглядеть басенное начало и подсказать мне новую верную жанровую дорогу. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги», «Дальновидная сорока» и некоторые другие. Читательский успех «Зайца во хмелю» и «Лисы и Бобра» во многом определил судьбу этого незаслуженно забытого жанра».
Своими предшественниками здесь Михалков называет Ивана Крылова и Демьяна Бедного. «Родными сёстрами» басни писатель считал притчу и сказку, в которых фантастическое, волшебное соединяется с будничной реальностью. Любовь к театру привела к созданию нескольких пьес, одной из самых популярных стала «Пощёчина» (1974).
О своём труде Михалков сказал так: «Писатель должен много работать… Зарождается мысль, постепенно она приобретает форму, обрастает плотью и углубляется. Фраза в голове – это одно; когда же видишь её на бумаге – совсем другое».
Все материалы рубрики "Читаем"
Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№11 (1495) // 14.03.2018 г.
0 комментариев