Главная / Авторы / Нина Коледнева / Золотая нить
Золотая нить
Оймякон – крестник Звезды


Перед вами эвенкийская сказка нашей землячки, постоянного автора «ЧО» Нины Коледневой, за которую она недавно получила звание серебряного лауреата международной национальной премии «Золотое перо Руси — 2016» (это же звание Нина Васильевна получала в 2015 г. за другую сказку).

Оймякон появился на свет из чрева матери на исходе ночи. Звезда мигнула, уходя с небосвода, но успела лучом, как гарпуном, пронзить сердце младенца.

На этой Звезде любил путешествовать дед новорождённого мальчика. Он, переселившись в Верхний мир, давно поджидал рождение внука.

– Не подвела меня дочка, – довольно потёр руки старик. – Точно время родов подгадала. Теперь Оймякон – крестник Звезды. Её яркий луч будет вести по жизни мальчишку. Шаман заметит, если нить померкнет или истончится, и сумеет наставить внука на путь истинный. А я пока на охоту отправлюсь.

Дед охотился долго. Добыл нескольких согжоев – диких оленей. Набил полные сумки соболя, настрелял белок, другой живности. Крякнул от удовольствия:

– Кэ-куме! Будет чем старухе заняться. Сошьёт мне новые омчуры, кухлянку оторочит горностаем.

Потянулся:
– Теперь, однако, отдохнуть можно. Поспать всласть. Тем более, у диких зверей пришла пора помёт метать.

Старый орочон спал долго, семь земных месяцев, как амикан. В Верхнем мире он вспомнил о повадках прародителя-медведя и нашёл в них свою прелесть. Проснулся. Решил на внука глянуть: как он там в Срединном мире себя ощущает? Детёнышем или охотником? Пора, пора на охотничью тропу становиться… Зим пять малец уже отшагал на собственных ногах.

Дед добрался до облюбованной Звезды. По её лучу спустился на Землю. Стал наблюдать за внуком. А тот наставил ловушки на зайца. На другой день отправился проверять. Несколько беляков попалось в силки. Мальчишка одному почесал за ухом, другому надрал осиновой коры, накормил его. И… отпустил зайцев. Сказал им вдогонку:

– Разве это добыча? Я добуду согжоя, стану настоящим охотником.
– Кэ-куме!
– поразился дед. Но на Небо подниматься не торопился.

А внук вернулся в стойбище пустыми руками. Сверстники подняли его на смех. Один из них даже стал кидать камнями:

– Убирайся прочь! Не станем с тобой водиться. Даже зайчата минуют твои ловушки, не выйдет из тебя охотника.

Оймякон дождался ночи, подкрался к обидчику и прикрутил ему волосы к шесту, на котором крепился чум. Утром, когда тот попытался вскочить с лежанки, волосы крепко держали его голову. Мальчишка перепугался, завизжал со страха:

– Ой-й-и-и! Мамочка! Горбатая старуха с клыками во рту хочет меня забрать. – Спрятался под передник матери.

Обитатели чумовища смеялись в голос, Оймякон – громче всех. Деду показалось, что внук хитро прищурился и кивнул ему: мол, видишь, поквитался. Теперь ты мной доволен? Но этого не может быть! Обитатели Верхнего мира невидимы для земных существ.

Вернувшись на Небо, амикан сказал старухе:
– Проказник наш Оймякон. Но… я таким же в его годы был.

Ещё раз дед проведал внука через несколько земных лет. Оймякон подрос, раздался в плечах. По звериным тропам ходил неслышно, ни одна ветка не хрустнет. Световой день преследовал лося. Зверь в гонке запалился, в изнеможении рухнул на опушке леса. Оймякон, будто и не устал вовсе, взвалил лосиную тушу себе на плечи, принёс в стойбище.

Старик крякнул от удовольствия:
– В меня! Как есть, в меня пошёл. – Собрался улетать. И тут Оймякон помахал рукой, словно прощаясь с ним.

– Не может быть! – снова изумился дед. – Только шаманы могут различать сгустки света, или души покойников.

…Шли годы. Однажды дедушка увидел: нить, что связывала Оймякона со Звездой, потускнела, в нескольких местах скрутилась, вот-вот порвётся.

– Э-э, пора снова на Землю наведаться, – решил он. – Что-то с внуком стряслось. Помочь ему надо.

По лучу Звезды нашёл Оймякона. А тот лежит в зарослях багульника. Бледный. Пена изо рта идёт, судороги тело бьют. Пришёл в себя, отдышался. Говорит деду:

– Ну что ты без конца мотаешься на Землю? Отдыхай уж.

– Кэ-куме! – поразился старый орочон (оленный человек – эвенк. яз.). – Так ты различаешь меня? И давно?

– Первый раз видел ещё рёбенком, когда ты трясся от смеха в чуме, глядя, как мой обидчик клочьями вырывает себе волосы, намотанные на шест, – подтвердил внук. – Во второй раз слышал, как ты за моей спиной пыхтел от усердия. Словно не я, а ты тушу лося тащил.

– Ну, теперь всё ясно, – засмеялся дед. – Тебе пришла пора стать шаманом. Оттого и лихорадка бьёт. Это духи испытывают тебя на прочность. Ты должен научиться впускать их в своё тело и отпускать на волю. Ты многому ещё должен научиться. А для начала побывай в шкуре своего прародителя. У него позаимствуй способностей, что отпущены Небожителям.

– Выйди на открытую поляну и перевернись через голову, – подсказал дед. – Почувствуешь, что сила медведя перешла к тебе, возвращайся в человеческий облик. Служи людям – в этом твоё предназначение.

Старик показал внуку дерево, в которое попала молния. Из него сделай остов своего шаманского бубна, сказал.

– А шкуру, что натянешь на бубен, снимешь с оленя, которого мы с твоей анякан подберём в Небесном стаде.

Оймякон со временем стал сильным шаманом. Во время камлания звуки его бубна доносились до Луны. Их слышали его дед с бабушкой и радовались за внука.

Все материалы рубрики "Читаем"
 

Нина Коледнева
«Читинское обозрение»
№50 (1430) // 14.12.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net