Роман Кириллов более 20 лет отслужил в ОВД. Сначала милиционером-бойцом ОМОН, криминалистом, затем опером по борьбе с экономическими преступлениями. И ему есть что вспомнить.
Месть
Этот случай произошёл в ОМ (отдел милиции – прим. ред.). «Северный» примерно в 2004 году, летом, когда ОМ находился по улице Красной Звезды, в здании бывшего «Агропрома». Само здание не совсем подходило для отдела, но дежурная часть была оборудована как положено: кабинеты следствия, оперов и участковых, две камеры для административно задержанных лиц, помещение ДЧ (дежурной части – прим. ред.), даже туалет имелся. В указанном ОМ осуществлялась работа по текущим уголовным делам, с подозреваемыми и мелкими правонарушителями, которые доставлялись наружными нарядами регулярно.
Основную массу посетителей заведения составляли пьяные хулиганы и кухонные боксёры, но бывали и задержанные по подозрению в совершении преступлений. Так было и в тот жаркий летний день. В одной из КАЗ (камера административно задержанных – прим. ред.) находились два приятеля – Андрей и Дима, щуплые, невысокие парни лет 20-22. Несмотря на юный возраст, они уже определились в жизни и твёрдо встали на путь криминала и блатной романтики. В этот раз их статус был определён как «подозреваемые в совершении кражи». Вообще-то, они были уже арестованы и заключены под стражу в СИЗО-1, но сегодня их нужно было допросить, и следователь организовала их доставку в ОМ для проведения следственных действий.
Было уже часов 7 вечера, и все следственные действия с обитателями СИЗО и приверженцами блатного мира были закончены. Они просто ожидали своей отправки «домой». В это время наряд ППС доставил в дежурную часть хулигана из ближайшего летнего кафе. Суть правонарушения я уже не помню, но на момент доставления указанный гражданин был сильно пьян и вёл себя вызывающе. Доставленный был высокого роста, крепкого телосложения, одет в белую футболку и светлые штаны. Гостя, после составления рапорта о доставлении, определили в КАЗ, соседнюю с сидельцами из СИЗО, дожидаться участкового, который примет решение о его дальнейшей судьбе.
КАЗ в «Северном» ОМ – это большая клетка из металлических прутьев, разделённая решётчатой перегородкой на две части, каждая из которых имеет свой вход. В КАЗ ничего нет, только металлическая скамья.
Так вот, после помещения в КАЗ новосёл не угомонился, а стал шуметь. Кричал какие-то гадости, обещал уволить всех сотрудников ОМ, грозил лично всех расстрелять и т.д. Дима с Андреем были не в восторге от нового соседа. Они хотели поспать, и им требовалась тишина. Андрей и Дима пытались уговорить здоровяка вести себя более достойно, взывая к его «пацанской» совести и благоразумию. В ответ на предложение быть потише новосёл послал блатных друзей подальше, обозвав их заднеприводными пособниками ментов, и продолжил буянить. Этим он сильно оскорбил своих соседей.
Вскоре буйный постоялец начал требовать соблюдения своих гражданских прав и немедленного вывода его в туалет. Так как он не переставая шумел уже более получаса, никто из сотрудников на его требования не реагировал. Лишь дежурный посоветовал ему быть потише и начать вести себя как человек, что в таком случае подразумевает под собой человеческое к задержанному отношение, с полным соблюдением его прав, гарантированных Конституцией и Женевской конвенцией о военнопленных. Здоровяк притих, напряг в тишине свой затуманенный алкоголем мозг так, что стали слышны звуки его пищеварительной системы, и заявил, что раз его не выпускают для совершения безобразия, то он это безобразие прямо тут и устроит! При этом он снял штаны и присел посреди КАЗ.
Не обращая внимания на крики вороваек: «В хате не гадят! Западло с.ать в камере!», здоровый балбес навалил здоровую кучу, надел штаны и лёг спать на лавку. Уснул он быстро и крепко, а Андрюха с Димкой забились в дальний угол КАЗ и заткнули носы рубашками.
Минут через 15 за арестантами пришла машина. Дежурный открыл клетку и, надев на них наручники, начал выводить. Когда арестованные поравнялись с дверью, ведущей в КАЗ буйного соседа, Андрюха умоляюще посмотрел на дежурного и попросил: «Командир, две секунды, пожалуйста!». Ну как в таком случае можно отказать и не прислушаться к просьбе хоть и оступившегося, но сознательного гражданина РФ?
Камера со здоровяком была открыта ровно на две секунды, но Андрею этого вполне хватило, чтобы металлическим совком с длинной ручкой, одним движением поднять зловонную кучу с пола и опрокинуть её на храпящее с открытым ртом лицо пьяного хулигана… Когда камера была уже закрыта, а Андрей с Димкой усаживались в автозак, здоровяк начал просыпаться и, отплёвываясь, водить по лицу руками, размазывая по нему и белоснежной футболке недавнее содержимое совка… До здоровяка так и не дошло, что с ним произошло несколько секунд назад и что это за фигня у него на лице. Он сел на лавку и тупо смотрел в пол.
Пришедший участковый, увидев подопечного во всей красе, заявил, что не желает видеть это чудо в своём кабинете и амнистирует его в связи с чудесным торжеством справедливости и в назидание на будущее. В присутствии вновь доставленных хулиганов опущенный здоровяк был выставлен из ОМ, без предъявления каких-либо претензий и составления протокола. Когда он выходил, ему уступали дорогу, перед ним открывали двери, но не из уважения к пострадавшей персоне, а дабы не испачкаться.
Наблюдавшие это шествие «свежедоставленные», не имея представления о случившемся, разом замолкли и притихли. Что они нарисовали себе в воображении о ментовских методах борьбы с хулиганами, для нас осталось тайной. Только в эту смену никто из задержанных не то что не буянил, они даже перестали материться и разговаривали шёпотом.
Позже участковый заверял меня, что бывший буйный гражданин перестал каким-либо образом появляться в зоне видимости правоохранительных органов и даже бросил пить.
Так, очередной раз жизнь показала – жлобство будет наказано. Всегда.
Продавцы машин
Работали в нашем доблестном подразделении БЭП (по борьбе с экономическим преступлениями – прим. ред.) два весьма предприимчивых сотрудника – Николай и Денис. Каждое пятничное утро у них начиналось с изучения свежего номера газеты с объявлениями. Коля и Денис искали объявления о купле-продаже авто и пытались заработать на этом деньги. Всё просто: сначала покупали подешевле, а затем продавали подороже. Такой своеобразный дополнительный заработок. Не криминальный и не запрещённый. Иногда рискованный. Но Колян с Дениской умудрялись сводить риск к нулю путём занижения покупной цены и завышения продажной стоимости авто.
Однажды я стал свидетелем одной их бизнес-комбинации, которую они провернули за день и в результате неплохо заработали, не вложив ни рубля и продемонстрировав творческий подход к делу.
При просмотре очередного номера газеты комбинаторы обратили внимание на одно из объявлений о продаже «Тойоты Камри». По описанию, машина была в очень хорошей комплектации, техническое состояние было почти идеальным, и цена приемлемой. Договорившись по телефону о встрече с продавцом, наши герои осмотрели машину. Техсостояние, внешний вид и всё прочее вполне удовлетворяли. Однако они хотели скидки. Хозяин авто просил 240 и при этом считал цену справедливой, а оно так и было на самом деле. Коляна и Дениса жадность заставляла торговаться с прицелом на 210.
Потенциальным покупателям, ввиду хорошего состояния «Тойоты», не к чему было придраться, чтобы так уронить цену, а потому перспективы сторговаться не было. Тогда Колян с Денисом решили взять продавца измором, назвали свою цену в 210 и, пообещав позже позвонить, ушли.
Далее, в течение всего рабочего дня, они занимались лишь тем, что звонили владельцу «Тойоты Камри» под видом других покупателей. Поговорив о техническом состоянии машины и узнав о цене, они с постановочным возмущением отказывались даже от осмотра авто, мотивируя неприемлемо высокой ценой и упоминанием несуществующих объявлений о продаже подобной модели по более низкой цене, в 190 и 200. При этом, чтобы продавец ничего не понял, для звонков Денис и Коля использовали все возможные рабочие телефоны с выходом на 8, а также мобильные телефоны коллег.
Ближе к обеду владелец авто под давлением «покупателей» начал называть установленную им цену уже не так уверенно. После обеда уверенность в адекватности цены за подержанное чудо японского автопрома у продавца улетучилась вовсе, и он начал торговаться. Сначала на 230, потом на 225… Комбинаторы вошли во вкус. Ближе к вечеру звонки от «покупателей» прекратились.
Продавец уже начал думать, что никогда не продаст свою машину и запаниковал, но тут… Раздался звонок от самых первых покупателей, то есть Дениса и Коли! Они предлагали ему сказочный вариант – 215 и расчёт наличкой, сегодня же, через час! Продавец не мог не поддаться. Сделка состоялась. Продавец был уверен, что выгодно продал свою машину. Коля и Денис охотно ему это подтвердили при заключении договора купли-продажи… А через месяц они продавали ту же самую технику, только с немного накрашенными губами и уже за 260…
Халява
Середина осени 2004 года. В ДЧ ОМ «Северный» поступает сообщение о драке в квартире. На происшествие отправляется экипаж ОМОН, выставленный на усиление. Примерно через полчаса омоновцы привезли с вызова человек шесть «пленных». Все доставленные какие-то потрёпанные. Однако из этой кучки выделялись двое, оба в спецодежде с надписью «ТГК-14», и побиты они больше остальных, хотя, в отличие от тех же остальных, абсолютно трезвые.
Участковый с опером начинают опрашивать гостей. И вот версия двоих в спецовках: они слесари ТГК-14 и вот уже несколько дней осматривают в подвалах микрорайона «Северный» теплообменники и трубы на предмет их исправности. Сегодня в подвале одного из домов нашли женскую сумку. В ней находились разные ненужные вещи, ключи и паспорт. Дело было уже часам к 20-ти, смена слесарей заканчивалась, и они восприняли эту находку как подарок небес, которые решили поощрить их за нелёгкий труд магарычом в виде вознаграждения от владелицы паспорта. В паспорте был указан адрес регистрации потерявшей сумку мадам, и дом её находился неподалеку.
Работяги уже обсуждали меню послесменного ужина в гараже предприятия. Когда они подошли к нужному дому, оно уже было составлено и одобрено обеими сторонами: две «злодейки» по 0,5, банка «бич пасты», одна «братская могила» и булка хлеба.
Возле дома трудящиеся бросили монетку, и по результатам этого теста один пошёл за материальной благодарностью к хозяйке паспорта, а второй остался курить у входа в подъезд… Прошло минут десять, слесарь начал переживать за своего товарища ввиду его долгого отсутствия, но больше за себя. В его голову пришла мысль о том, что хозяйка паспорта могла и не дать денег, а из глубокой признательности просто пригласить его коллегу домой и там накормить хорошим ужином с хорошей выпивкой. А он тоже хотел хорошо поужинать и хорошо выпить. И он пошёл «выручать товарища».
Подойдя к входной двери, работник ТГК почувствовал на лестничной клетке нужной квартиры запахи спиртного, разных вкусностей и табака. Он сразу понял, что не ошибся. В квартире празднуют, едят и пьют. Весёлые люди, настроение хорошее, и тут такой подарок – паспорт владелице принесли! Виновника бонусного торжества сразу садят за стол, наливают «штрафную»… Позвонив в дверь, работник ТГК услышал шум и громкие голоса, что только утвердило его уверенность в коварстве напарника…
Дверь открыл вспотевший мужик с красной мордой и выпученными глазами. Глянув за спину открывшего, работяга разглядел, как в коридоре… трое мужиков охаживают его напарника руками и ногами. Поняв, что ужин в такой компании и с подобными развлечениями ему не подходит, он решил свалить. Но поздно – красномордый с криком «А вот и второй припёрся!» заехал смотрителю теплообменников в глаз, и уже все четверо переключились на него… Далее он помнит только, что откуда-то взялись омоновцы, которые, не разбираясь в тонкостях этикета, наваляли всем присутствующим, закинули их в машину и доставили в отдел.
Версия остальной компании: по адресу вызова и пленения столь достойных мужчин проживает семейная пара. У главы семейства (красномордого) день рождения, в его хлебосольном доме собрались друзья. Подарки подарены, тосты сказаны, праздник в разгаре. Тут звонок в дверь. На пороге мужик. В руках держит сумку и паспорт супруги хозяина квартиры, при этом неся какой-то бред про вечер, подвал и деньги…
Нюанс: за три дня до описываемых событий жену красномордого ограбили. Когда красномордый увидел сумку своей ненаглядной в руках подозрительного типа, он сразу всё и понял! Его не провести! Алкоголь расширил сознание и ускорил быстроту принятия решений. Это же грабитель пришёл, тот самый, который три дня назад сумку дёрнул. А тут ещё супруга сумку узнала свою и в крик. По всем правилам талиона, злодея постигла немедленная кара. Затем справедливое возмездие настигло его напарника. Прибывшие омоновцы помешали торжеству справедливости, которое вершили благородные люди, верящие в неотвратимость наказания.
После выяснения всех подробностей никто ни к кому претензий не имел. Одни торопились продолжить удачное празднование дня рождения, в программе которого были тосты во славу хозяина, развлечения в виде драки и экскурсия в ОМ «Северный». Другие хотели попасть домой, размышляя о бренности жизни, царящей в ней несправедливости и о том, брать завтра больничный или же работать с синей мордой.
Все материалы рубрики "Читаем"
Роман Кириллов
«Читинское обозрение»
№36 (1416) // 07.09.2016 г.
0 комментариев