Коронавирусная эпидемия, время которой оказалось столь непредсказуемым, во многом перестроила нашу жизнь. Движения и общения стало минимум, а потому чтение заняло главное место. И опять захотелось поговорить о наболевшем, об исторической памяти. Заканчивается год, главным событием которого стала большая священная дата — 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны.
Обращаясь к именам, которыми эта память освещена чувством долга и ответственности, думаю о будущем, о связи времён. Уроки этой жесточайшей войны не должны быть забыты. С каждым годом участников-ветеранов становится всё меньше, годы берут своё, но их рассказы «о боях-товарищах», о ленинградской блокаде останутся навечно для потомков. Среди посещаемых в разное время российских городов особо близким по духу мне стал Петербург, тогда называемый Ленинградом. Историю его, кажется, знаю уже наизусть, но это иллюзия. И вот одна из её трагических страниц, изложенная на бумаге великими мастерами слова.
Неукротимый город
Вспоминаю о пеших прогулках в 1970-80-х годах по Ленинграду, хранящему память о суровых блокадных днях, не забыть мне того сильного впечатления, что произвела на меня первая из них, по Невскому проспекту с отметинами войны, а потом — многочасовая по Пискарёвскому кладбищу, дрожь пронизывала тело при осмотре памятных мест северной столицы.
О блокадном Ленинграде создано немало интересных фильмов и литературных произведений, среди них особое место занимают те, что написаны самими ленинградцами — А. Ахматовой, О. Берггольц, В. Шефнером, М. Дудиным. Они нередко в ту пору выступали по радио с речами, которые имели сильное воздействие на изнурённых голодом и холодом ленинградцев. 23 мая 1943 г. в связи с 240-летним юбилеем города автор «Оптимистической трагедии» драматург Всеволод Вишневский (1900-1951) произнёс потрясающую по силе воздействия речь, названную «Неукротимый город».
Вадима Шефнера называли поэтом аналитического ума, он был рядовым солдатом батальона аэродромного обслуживания, и в 40-е годы тема войны становится для него главной. Одно из известнейших стихотворений, его «Зеркало» рассказывает о том, как после взрыва в разрушенном доме нетронутым оказалось висячие на стене шестого этажа зеркало: «Оно висит, судьбы слепая милость,/ Над пропастью печали и войны». Таким образом, зеркало стало символом ужаса войны. Спустя годы (1963) поэт напишет стихотворение «Спросил у памяти», где будут такие размышления: «Стоит ли былое вспоминать,/ Брать его в дорогу, в дальний путь?../ Всё равно — упавших не поднять,/ Всё равно — ушедших не вернуть./ И сказала память: «Я могу/Всё забыть, но нищим станешь ты,/ Я твои богатства стерегу,/ Я тебя храню от слепоты»…/В трудный час, на перепутьях лет,/ На подмогу совести своей/ Мы зовём былое на совет,/ Мы зовём из прошлого друзей./ И друзья, чьи отлетели дни,/ Слышат зов — и покидают ночь./ Мы им не поможем, но они/К нам приходят, чтобы нам помочь».
Люди плакали, сжимая кулаки
Анна Ахматова (1889-1966), всё творчество которой связано с городом на Неве, тяжело больная, 28 сентября 1941 года на самолёте была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Ташкент. А накануне она выступила по радио с речью, слушая которую, по словам очевидцев, «люди плакали, сжимая кулаки». Напомним её без комментария: «Мои дорогие сограждане, матери и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом — в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием… Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную человеческую жизнь… Наши потомки отдадут должное каждой матери эпохи Отечественной войны, но с особой силой взоры их прикуёт ленинградская женщина, стоявшая во время бомбёжки с багром и щипцами в руках, чтобы защитить город от огня; ленинградская дружинница, оказывающая помощь раненым среди ещё горящих обломков здания… Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побеждён. Мы, ленинградцы, переживаем тяжёлые дни, но мы знаем, что вместе с нами — вся наша земля. Все её люди. Мы чувствуем их тревогу за нас, их любовь и помощь. Мы благодарны им, и мы обещаем, что мы будем всё время стойки и мужественны…».
Портрет Анны Ахматовой. Художник К.С. Петров-Водкин
В эвакуации в 1942 г. она закончила «Поэму без героя», в предисловии сказав так: «Я посвящаю эту поэму памяти её первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады». Процитируем лишь несколько строк из неё, проникнутых любовью и глубокой печалью: «И стоит мой город зашитый./ Тяжелы надгробные плиты/ На бессонных очах твоих…/ А за мною тайной сверкая/ И назвавши себя «Седьмая»,/ На неслыханный мчалась пир…/ Притворившись нотной тетрадкой,/ Знаменитая ленинградка/ Возвращалась в родной эфир». Ахматова напоминает о том, что в блокаду окна и витрины были забиты досками, а под словом «Седьмая» она разумела Седьмую Ленинградскую симфонию Дмитрия Шостаковича, мощная музыка которой никого не могла оставить равнодушным. Думаю, многие из нас вспомнят сегодня историю создания этого шедевра, взывающего к мужеству в борьбе с врагом и сохранению человеческого достоинства. Ахматова посвятила Д. Шостаковичу, судьба которого оказалась далеко не простой, стихотворение «Музыка», а на книге своих стихов, подаренной композитору, она написала: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле». В Ташкенте же после известия о гибели мальчика Вали Смирнова, её соседа по ленинградской квартире, ею были написаны пронзительные стихи: «Постучись кулачком — я открою./ Я тебе открывала всегда./ Я теперь за высокой горою, /За пустыней, за ветром и зноем, / Но тебя не предам никогда…/ Твоего я не слышала стона,/ Хлеба ты у меня не просил./ Принеси же мне ветку клёна/ Или просто травинок зелёных,/ Как ты прошлой весной приносил./ Принеси же мне горсточку чистой,/ Нашей невской студеной воды,/ И с головки твоей золотистой/ Я кровавые смою следы».
В феврале 1942 года Ахматова напишет несколько строчек, назвав их «Мужество», в этом стихотворении прозвучит тема гордости за страну, создавшую великую культуру, почвой которой стало СЛОВО. Напомним его строки: «Мы знаем, что ныне лежит на весах/ И что совершается ныне./ Час мужества пробил на наших часах./ И мужество нас не покинет./ Не страшно под пулями мёртвыми лечь,/ Не горько остаться без крова,/ И мы сохраним тебя, русская речь,/ Великое русское слово./ Свободным и чистым тебя пронесём,/ И внукам дадим, и от плена спасём/ Навеки!».
По возвращении домой Анна Ахматова активно включилась в работу по возрождению любимого города. В 1950 году в духе нового ощущения жизни ею написано стихотворение «Приморский парк Победы», где рассказана история создания на мёртвом болотистом месте светлого, привольного, ясного, под открытым небом сада с дубками и лиственницами: «Ранним утром вышли ленинградцы/ Бесчисленными толпами на взморье./ И каждый посадил по деревцу/ На той косе и тонкой, и пустынной,/ На память о великом Дне Победы».
Говорит Ленинград
Имя Ольги Берггольц (1910- 1975) знакомо людям старшего поколения, оно связано с блокадным Ленинградом, которому она посвятила несколько произведений, среди них широко известные — «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников», удивительная книга очерков, репортажей и стихов «Говорит Ленинград». В очерке «Вечно юный» она писала: «Все мои радости, все горести, все боли, весь труд — ведь это же всё останется в нём, как остались жизнь и труд предыдущих поколений и отдельных людей и их сердец. Значит, ничто не исчезнет. Значит, пока стоит Ленинград, вечно будут живы те, кто его любил, кто был ему предан, кто вложил сюда жизнь и веру…». Это ей принадлежат строки текста, высеченные на монументе памяти защитникам Ленинграда на Пискарёвском мемориальном кладбище, они известны всему миру. «Здесь лежат ленинградцы …»
Ольга Берггольц
Двенадцатилетним подростком перенёс страшную блокаду Юрий Воронов, показав в своих стихах подвиг мальчишек и девчонок, защищавших свой город. Чудом выживший юный поэт нашёл простые, но исполненные глубокого трагизма, правдивые слова: «Я к ним подойду. Одеялом укрою, /О чём-то скажу, но они не услышат. /Спрошу — не ответят…/А в комнате — трое. /Нас в комнате трое, но двое не дышат. /Я знаю: не встанут. /Я всё понимаю…/Зачем же я хлеб на три части ломаю?». Хрестоматийными стали строки: «Нам в сорок третьем выдали медали/ И только в сорок пятом — паспорта». Одно из лучших его стихотворений, передающих весь драматизм празднования Победы с простым незатейливым названием «27 января 1944 года» заканчивается словами: «На праздничный салют пол-Ленинграда не поднялось. Рыдают люди и поют, и лиц заплаканных не прячут».
Читатели хорошо помнят строки мелодичной песни «Наш город» на слова Алексея Фатьянова, особенно любимой она была в бывшем блокадном городе. Созданная в 1945 году песня обращена к периоду военных лет: «Нам всё помнится: в ночи зимние/Над Россией, над родимою страной, / Весь израненный, в снежном инее,/ Гордо высился печальный город мой./ Славы города, где сражались мы,/ Никому ты, как винтовки, не отдашь./ Вместе с солнышком пробуждается/ Наша песня, наша слава, город наш./ Над Россиею небо синее,/ Небо синее над Невой./ В целом мире нет, нет красивее/ Ленинграда моего».
В книжке «Беседы о далёком и близком» академик Д.С. Лихачёв, с патриотическими работами которого знакомы многие интересующиеся историей страны и её культуры люди, назвал «Петербург-Ленинград — городом трагической красоты».
Все материалы рубрики "Читаем"
Людмила Полетаева
В публикации использованы
иллюстрации с сайта wikipedia.org
«Читинское обозрение»
№49 (1637) // 02.12.2020 г.
0 комментариев