С 24 по 26 сентября во Владивостоке, столице Дальневосточного федерального округа, в третий раз состоялся фестиваль «Литература Тихоокеанской России» – в весёлом писательском сокращении – ЛиТР. Впервые в мероприятиях ЛиТРа приняли участие литераторы и краеведы из Бурятии и Забайкальского края – субъектов Федерации, присоединившихся в 2018 году к ДФО. Были приглашены и те, кто в прошлом году попал в шорт-лист Всероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева.
Размах и новации
Несколько скверов (благо погода была прекрасной) и театров, музей города, здание отделения географического общества – всего было более десяти площадок, на которых проходил ЛиТР. В течение трёх дней состоялось 75(!) различных мероприятий, организация которых была просто великолепной. К слову сказать, все гости жили на острове Русский – в гостиничном комплексе Дальневосточного федерального университета. Кстати, университет и одновременно с ним построенные мосты через проливы стали символами Владивостока ХХI века. Сколько интервью в эти дни дали различным СМИ писатели, поэты и краеведы, наверное, просто трудно подсчитать.
Своими зажигательными выступлениями порадовали артисты гостей фестиваля
Кроме писателей, проводивших мастер-классы в развёрнутых шатрах (не жарко, и защита от дождя надёжная), поэты читали свои стихи под открытым небом, в театрах проходили творческие вечера, в скверах – «книжные пикники». Гостей и горожан, пришедших на этот праздник, радовали местные музыкальные и танцевальные коллективы. Это действительно был трёхдневный праздник и одновременно трёхдневные литературные курсы для молодёжи, у которой была возможность лично пообщаться с такими мастерами, как писатель и исследователь русской литературы ХХ века ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов; писатель и литературовед, автор нескольких книг о Льве Толстом Павел Басинский; писатель Андрей Геласимов, за роман «Роза ветров» в прошлом году удостоенный премии им. В. К. Арсеньева; писатель-фантаст Сергей Лукьяненко; автор многих историко-публицистических книг Олег Шишкин и другие. А литераторы и издатели из Якутии, Сахалина, Бурятии, Камчатки, Хабаровского и Забайкальского краев, Еврейской автономной и Магаданской областей могли познакомиться друг с другом и звёздными коллегами из столицы России.
Ирина Баринова и писатель Андрей Геласимов С ректором Литературного института им. А.М. Горького Алексеем Варламовым
Увлечённые историей ХХ века – Олег Шишкин и Александр Баринов
Первый день оказался едва ли не самым насыщенным. Кроме торжественной церемонии открытия ЛиТРа в Адмиральском сквере, прошли два ключевых мероприятия фестиваля.
Тропой Арсеньева
В Пушкинском театре состоялась не просто презентация Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева, а весьма заинтересованный обмен мнениями писателей на тему «Почему нужно писать о Дальнем Востоке?».
Открывали фестиваль (слева направо) писатель-краевед из Владивостока Василий Авченко, куратор Всероссийской литературной премии им. В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов, председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов
Москвич Вячеслав Коновалов – человек, не просто обладающий высоким интеллектом и прекрасным образованием, но и настоящий генератор идей. Более того, он их умеет реализовывать. Достаточно сказать, что в настоящее время он – соучредитель и организатор ЛиТРа, основатель и куратор премии им. В.К. Арсеньева, директор по развитию в журнале «Юность», ведущий программы «Вечерняя смена» на «Радио России», преподаватель ряда московских вузов и т.д.
– Интерес к Арсеньеву сейчас возвращается, – констатировал Вячеслав Коновалов. – Он неожиданно стал востребован как писатель экологического толка, потому что он много говорил о человеке и природе. Я думаю, что это одна из причин, почему к текстам Арсеньева снова обращаются.
Вячеслав Коновалов рассказал, как идея премии имени этого писателя и исследователя Дальнего Востока нашла поддержку полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и стала уверенно развиваться.
Если в прошлом году из 193 произведений для участия в конкурсе было принято только 79, в 2020-м – из 144 уже присланных предварительный отбор прошли 94. Несмотря на то, что, как заметил Коновалов, конкурс охватил всю страну «от Калининграда до Камчатки, от Мурманска до Крыма», 80 процентов авторов, представивших свои работы в жюри, проживают в Дальневосточном федеральном округе.
По словам куратора премии, одна из её главных задач – «сделать так, чтобы о Дальневосточном регионе снова заговорили». В ходе обмена мнениями была высказана мысль, что премия важна не только для писателей, но и для читателей. Ведь произведения местных авторов, попадая в длинный и короткий список, а уж тем более – одерживая победу в конкурсе, становятся более известными не только читателям этого огромного региона, но и всей страны.
Литература наряду с экономикой может переломить настроение «валить отсюда», особенно среди молодых жителей Дальнего Востока.
Кто мы, дальневосточники?
Вечером того же дня в Театре молодёжи (есть во Владивостоке и такой) состоялась пленарная (главная) дискуссия по теме «Кто мы, дальневосточники: поиск историко-культурного кода Дальнего Востока». Чиновники и писатели, журналисты и общественные деятели высказывали свои мысли и идеи, рассуждали о том, кто наши герои в прошлом и настоящем. Якутские воеводы и русские землепроходцы, генерал Муравьёв-Амурский и адмирал Невельской, создатели Дальневосточной республики, столицей которой была Чита, герои Великой Отечественной войны и строительства БАМа, современные рыбаки, охотники, шахтёры и предприниматели, обустраивающие малую родину, – все они помогают разгадать этот самый код.
Интересно, что наш Забайкальский край стал в середине ХIХ века главным плацдармом, опираясь на который Россия присоединила Дальний Восток. А с конца того века он был передан Хабаровску из подчинения Иркутска. После ликвидации ДВР ещё несколько лет край находился в дальневосточном подчинении, «откочевав» затем к Сибири, а в прошлом году вновь стал частью Дальневосточного федерального округа, что уже вызвало немало серьёзных позитивных перемен.
Утром следующего дня мы побывали в музее истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева и передали в дар книги о Забайкальском краевом краеведческом музее, в котором летом 1924 года работал Владимир Арсеньев, и об его основателе Алексее Кузнецове, хорошо знакомом с исследователем уссурийской тайги.
А дальше – более тридцати часов лекций, десятки презентаций книг, творческих встреч и дискуссий, и все дни ЛиТРа пролетели как одно яркое и запоминающееся событие, настраивающее на творческую работу тех, кто принял участие в главном литературном событии Дальнего Востока.
– Мы все говорим на одном языке и читаем одни и те же книги – это и есть часть великого кода, который заложил в нас русский язык. Люди фестиваля «ЛиТР» – участники, эксперты и посетители – это и есть наш золотой культурный код и генофонд Дальнего Востока и всей страны, – с этим словами президента фестиваля Вячеслава Коновалова трудно не согласиться.
Все материалы рубрики "Читаем"
Александр и Ирина
Бариновы
Фото авторов
«Читинское обозрение»
№41 (1629) // 07.10.2020 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев