Откликом на памятные литературные даты нового года в библиотеке ОДОРА явилась встреча со студентами ЗИПа по случаю разговора о нашем знаменитом земляке-писателе.
Читальный зал, заполненный внимательными слушателями, чутко реагировал на яркие эпизоды из жизни бывшего казака, открывая для себя много нового и неожиданного. Надо заметить, что казацким происхождением Василий Иванович нескрываемо гордился всю свою жизнь. В его рабочем кабинете на стене висела шашка, подаренная забайкальскими казаками, которую он берёг, как зеницу ока. Об этом удивительно точно в «Притче о писателе Балябине» когда-то написал Михаил Вишняков: «Тунгусский глаз прищуривая хитро/ И гладя шашку, как ровесницу,/ Вплетал таланта злато-серебро/ В свою серебряную лестницу». Намекая на тунгусское происхождение и древние корни рода Балябиных, автор создал образ мудрого старшего современника, для которого жизнеутверждающее начало было главным принципом. В этих строчках дана и верная характеристика казака как ровесника века, на долю которого выпали и революционные события, и гражданская война, где он шашкой рубил врага.
50 лет до литературного поприща
Более глубокому восприятию темы способствовало знакомство с небольшой документальной лентой о писателе. На экране появляется немолодой человек с доверчивой улыбкой. Неторопливым, с хрипотцой голосом рассказывает он о рождении первых книг, о неутомимой спутнице – жене Виктории Балябиной, помогавшей ему во всех его начинаниях и ставшей интересной бытописательницей. Перед читателями раскрывается удивительный мир духовной наполненности с работой над книгой, встречами с друзьями и коллегами, сомнениями и догадками. Поражает простота убранства рабочего кабинета, далее звучат голоса его коллег по цеху, исполненные глубокого уважения к старшему товарищу, забайкальскому самородку. Олег Петров, Юрий Воложанин и Николай Ярославцев поделились своими воспоминаниями о встречах с Балябиным.
Неподражаемым спокойным тоном рассказывал Василий Иванович о лихой молодости: был красным партизаном в гражданскую войну, в качестве командира одного из подразделений частей особого назначения (ЧОН) занимался охраной приаргунской границы от диверсантов, совершавших набеги с китайской территории. Возглавляя комсомольскую ячейку, боролся за укрепление советской власти. Некоторое время был председателем сельского совета, а в период коллективизации встал во главе первого колхоза. Участник Великой Отечественной войны, он уже в солидном 50-летнем возрасте приобщился к литературному творчеству. Не имея специального образования, но страстно желая рассказать людям правду о жизни своего поколения, достойной и в чём-то поучительной, он сумел воплотить свой замысел в двух романах, украсивших забайкальскую литературу. Мнение о том, что каждый писатель, до известной степени, в своих произведениях изображает себя, подтверждает творчество нашего земляка . «Моё Забайкалье обязательно воспрянет: чистые родники везде промывают залившие распадки и реки», – так за год до кончины в монологе для печати сказал мудрый человек и писатель, уверенный в расцвете своего родного края. Знание жизни и большой человеческий опыт помогли самородку Балябину создать панораму историко-событийных картин, раскрывающих самобытный мир Забайкалья с его необъятными просторами и удивительно мужественными людьми.
В «золотом фонде» летописи Забайкалья
Мне посчастливилось быть современницей многих ярких событий в жизни родного края. И вспомнилось, как весною далёкого 1966 года на занятие по литературному краеведению, что вёл Болдырев В.Н., был приглашён читинский писатель Василий Иванович Балябин, и мы, студенты филфака ЧГПИ им. Н.Г. Чернышевского, почувствовали в нём человека неординарного. Он увлечённо рассказывал о красоте края и людях, его создавших, говорил о своих творческих планах, вставляя в речь какие-то особенные словечки. Это был заряд творческой энергии от общения с писателем и его книгами.
Скажем о том особом забайкальском колорите, которым наполнены страницы и его первого большого произведения «Голубая Аргунь», и романа «Забайкальцы». Язык их настолько самобытен, что позволяет участвовать в изучении этнической истории и культуры нашего региона. Например, слово артачиться – упрямиться, не соглашаться, в тексте это звучит так: «Теперь он у меня и хлеб сдаст, как миленький, а заартачится, так я его ещё не так возьму в оборот». В начале 60-х годов Балябин вновь возвратился к своему «детищу», дополнив и переработав отдельные страницы его и желая создать вторую книгу этого романа, над которой работал в 80-е гг., но не завершил её. В последующие годы «Голубая Аргунь» вошла в «золотой фонд» литературной летописи Забайкалья и открыла перед автором двери Союза писателей.
Как очевидец многих событий, автор романа «Забайкальцы» реалистично изобразил участие народа в первой мировой и гражданской войнах. В этот процесс втянуты герои романа Егор Ушаков, Степан Швалов, Прохор, старик Ермоха и другие бедняки забайкальских сёл Верхние Ключи и Антоновка. Им противопоставлены богатеи Савва Пантелеев и Максим Овчинников. Писатель убедительно показывает сложность отношений односельчан, указывая на причины внутренних противоречий казачьего уклада. Как когда-то в батраках ходил сам писатель, так и его герой Егор Ушаков батрачил на богатея Савву Саввича. Психологически точно в романе раскрыты сцены мирной и военной жизни казачества, произвол тюремного начальства на знаменитой Горнозерентуевской каторге. Кроме вымышленных героев в романе дан ряд исторических лиц, это – Георгий Богомягков, Фрол Балябин, Сергей Лазо, Иван Бутин, Дмитрий Шилов. Немало воссоздано автором подлинных событий, например, Урульгинская конференция, знаменитая тем, что приняла решение о временном прекращении войны с белыми из-за превосходства их сил над красными и роспуске армии.
Почерпнув новую информацию о писательском труде, поговорив о книгах Василия Ивановича, студенты с радостно-тревожными лицами покидали зал библиотеки. «Как мало мы знаем о своём крае, его культуре и прекрасных людях, что создают её», – с этими словами, рассматривая обложку и листая страницы 1 части книги «Забайкальцы», обратилась к ведущим встречи одна из студенток. И это воспринималось как награда за своевременный серьёзный разговор с молодёжью.
Все материалы рубрики "Читаем"
Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№6 (1594) // 05.02.2020 г.
0 комментариев