Уход из жизни именно в Год литературы замечательного русского писателя Валентина Распутина (1937-2015), известность которого достигла рубежей далёких континентов, является глубоко символичным. Это своеобразное напоминание о том праведном пути, которым в поисках истины и счастья, простого человеческого счастья, лишённого всякой искусственности и фальши, обращённого к естеству человека, шёл писатель.
Его называют деревенщиком, т.е. создателем деревенской прозы. И хотя этот термин бытует в литературоведении (деревенщиками называли В. Белова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, В. Шукшина и др.) – это всё-таки условно сказано, формально, а на деле-то именно эти писатели ставили волнующие всякого здравомыслящего человека вопросы о судьбе крестьянства, питающего планету и дающего полнокровную жизнь всякому человеку на ней. Далеко не ограничивался лишь деревенской тематикой, как его соратники по перу, и Валентин Распутин, хотя, конечно, эта тема была ему особо дорога: он родился и вырос не в столичном городе, а в маленьком посёлке. Жизнь односельчан знал не понаслышке. И характеры простых тружеников села ему особенно удавались.
Пожалуй, главной отличительной особенностью стиля писателя была публицистичность. В уже далёком теперь 1989 году я приобрела его книгу «Что в слове, что за словом?», с которой не расстаюсь и по сию пору. Ключевыми словами её стали: Родина, время тревог, Байкал, истины, любовь, жизнь – страда, мудрая сила, нравственное здоровье. Болея душою за свою страну, Распутин создавал очерки, наполненные тревогой за новые поколения россиян, постепенно утрачивающих свои нравственные корни, с безразличием и апатией относящихся к проблемам бытия, забывающих лучшие традиции народа.
Написанная четверть века назад, она и сегодня так актуальна, что не перестаёшь удивляться мудрости самого писателя, так искренне болевшего за многострадальную Россию. «Главное, от чего зависит физическое здоровье, здоровье нравственное», – сказал В. Распутин и о себе. А сколько статей написал он о Байкале, встав на его защиту от всякого рода негативного начала, понимая его значение для будущего человечества, – этого единственного в мире озера такой красоты и масштаба!
Тяжело пережив гибель в авиакатастрофе дочери в 2006 году, а потом и смерть жены, писатель на определённое время замкнулся в себе, но душевная боль не отстранила его от любимого дела – словом пробуждать людей на сотворение добрых дел, открывая перед ними возможности оставаться в любой ситуации человеком.
Вера в разум, добро и гуманизм сделали его книги столь узнаваемыми и нужными, читатели 1970-90 годов яростно спорили о поступках героев его книг «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Живи и помни», «Уроки французского». Многие из них были удачно экранизированы. В. Распутин выразил новое мироощущение «деревенской прозы» 70-х. В двух повестях с символическими названиями «Последний срок» (1970) и «Прощание с Матёрой» (1976) автор показывает смену эпох как миров: тысячелетней крестьянской цивилизации цивилизацией современной урбанистической и индустриальной. Эту многим непонятную по масштабам смену герои называют светопреставлением, оно совпадает с рядом других, небольших изменений в истории русской деревни: уходом поколения, молодость которого пришлась на годы великого перелома и войны, и появлением нового поколения.
Своеобразный мир жизненного пространства философски мыслящей старухи Дарьи отмечен такими её словами: «Нонче свет пополам переломился… И по нам переломился, по старикам». Сквозная линия женского характера может быть обозначена как линия духовной мощи, непоколебимости и мудрости сильного человека. Автор любит свою героиню и так же, как она, остро переживает конец сельской эры: уходит под воду дом – символ жизни трудовой семьи, а с ним и старуха Дарья – воплощение тех устоев жизни, что сохранялись в доме не одно столетие. Дом этот – Матёра, что оказывается в зоне затопления при строительстве ГЭС, – вот результат индустриализации, которую автор и его герои воспринимают трагически.
Мир Анны – другой героини Распутина в повести «Последний срок» – тоже светел и гармоничен, но почему-то не воспринимается таковым её детьми, здесь есть определённая отчуждённость родителей и детей. Автор пытается заглянуть глубоко в суть этих отношений, иногда, может быть, слишком сгущая тёмные краски, в чём в своё время даже упрекали писателя. Но вот прошло более двадцати лет, и те же вопросы встают перед читателями: почему нет взаимопонимания между родственниками. Если мир старых людей так гармоничен, то кто же тогда воспитал таких чёрствых и бездушных детей? Такие простые истины матери, как осмысление ситуации, терпимое отношение к ближнему, оказываются непонятными им. Раздражённые тем, что, купив вдоволь водки на поминки, они ждут конца матери, а она всё тянет, не умирает… Вот он – последний срок жизни, и как он суров. Казалось бы, перед нами простая жизненная ситуация, но в том-то и сила таланта писателя, что за этой обыденностью он показывает суровую правду жизни, так выстраивая свой рассказ, что волей-неволей становишься его участником.
Вспоминая годы появления книги «Живи и помни» с необычной героиней Настёной, принёсшей себя в жертву ради любимого, рисуешь картину «повального» чтения её и молчания, наполненного страшными душевными волнениями и переживаниями, когда не хочется говорить о тайнах души. Хочется помолчать. Следует заметить, что по мотивам книги в своё время был создан замечательный фильм, главную роль в котором удивительно достоверно сыграла молодая талантливая актриса Дарья Мороз.
Гуманистическая направленность творчества Распутина, пожалуй, составляет его отличительную особенность. Каким чувством сопричастности ко всему, что происходит рядом, наполнены страницы совсем небольшой его книжки «Уроки французского». Это была непридуманная история. Образ молодой сердобольной учительницы Лидии Михайловны – это целый мир внутренней жизни героини, для которой есть одно оправдание её – помогать ближнему. Пишу эти строки и думаю о пушкинской Татьяне, раскрывшей свою душу такими словами в письме к Онегину: «Когда я бедным помогала, / Или молитвой услаждала / Тоску волнуемой души».
Прекрасно и убедительно передано Распутиным чувство духовности жизненного пространства, мастерски использована им художественная деталь как то самое выразительное средство, что и делает произведение подлинным словесным памятником искусства. Макароны, которыми так искусно подкармливала учительница французского языка своего голодного воспитанника, единственного в классе ходившего в чирках от бедности, своеобразным рефреном прозвучали в конце повести. И тут я позволю себе большую цитату, не требующую комментария: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Глубина постижения мира человеческих отношений, думается, роднит писателя Распутина с великими мастерами слова Ф. Достоевским, А. Чеховым, Л. Толстым.
Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№28 (1356) // 15.07.2015 г.
Все материалы рубрики "Год литературы"
0 комментариев