Главная / Авторы / Людмила Полетаева / «Я люблю Россию до боли сердечной»
«Я люблю Россию до боли сердечной»
К 190-летию со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина


190-летие со дня рождения выдающегося писателя-сатирика (1826-1889) было отмечено 28 января в краевой библиотеке имени А.С. Пушкина открытием кинолектория для старшеклассников.

Объявленный Годом кино 2016-й мобилизовал работников библиотеки на разработку нового проекта – кинолектория «Экран прочитанных книг», продолжившего одно из направлений деятельности общественного молодёжного центра русской культуры «Родник». Авторами проекта явились В.А. Кудрявцева и Г.И. Жамбалова. Они подготовили книжно-иллюстративную выставку «Сатиры смелый властелин», представленную 31 изданием биобиблиографического содержания, и просмотр фильма по мотивам сатирического романа «Господа Головлёвы». Это одна из киноверсий (2010), участниками которой стали уже известные, такие, как Людмила Полякова, создавшая образ матери Арины Петровны, и начинающие актёры театра и кино. В роли Порфирия Головлёва выступил Денис Суханов. Интересны находки оператора-постановщика Никиты Семёнова.

Обращаясь к аудитории, которую составили учащиеся 10 класса школы №18 и студенты первого курса техникума отраслевых технологий и бизнеса, Валентина Кудрявцева сказала: 

– Один раз в месяц мы будем знакомить вас с лучшими образцами русской классической литературы, освещёнными кинематографом. В Год российского кино самые яркие художественные произведения выйдут с обсуждением на наш экран. 

Предложенный просмотр второй части фильма «Господа Головлёвы» предваряло слово о писателе и его творчестве. Особое внимание было обращено на актуальность тех проблем, что затрагивал автор в таких широко известных произведениях, как «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлёвы», «Современная идиллия», «Сказки». 

Совестливый писатель Щедрин (его псевдоним) был назван современниками «прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних». 

На известном портрете художника И.Н. Крамского он предстаёт перед нами человеком с суровым и неподкупным взором. Сам Щедрин любил больше всего аллегорический портрет художника Д. Брызгалова, где он изображён выходящим из леса, в котором кишат ядовитые змеи и звери, одетые в форму жандармов и других слуг самодержавия. 

Гротеск и аллегория становятся для него характерными художественно-изобразительными средствами. Писать сатиру на современную действительность нелегко, критики нападали на Щедрина со всех сторон, а он пророчески предугадывал результат уродливого развития общественного уклада с его равнодушием, бессердечностью, безразличием, эгоизмом. Потому он нам интересен и современен; за 200 лет мало что изменилось в чиновничьей среде, проблема власти остаётся и сегодня столь же актуальной. 

«Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце», – вспоминал своё безотрадное детство писатель, родившийся в Тверской губернии, в богатой помещичьей усадьбе. Отсутствие ласки и любви, сострадания и понимания наблюдал он в семье, где один из братьев напоминал «вымороченного» типа из романа «Господа Головлёвы». Эти воспоминания позже легли в основу семейной хроники «Пошехонская старина». 

Глубоко переживая семейную трагедию, будущий писатель уже в юности был решительно настроен на преобразование жизни. В 1838 году по велению матери его направляют на учёбу в лицей, тот самый, где в 1810-е годы учился А. Пушкин. К сожалению, в нём уже отсутствовал дух братства и творчества, многое усваивалось формально, и он, с обострённым чувством неудовлетворённости, испытывал духовное одиночество. Об этом его стихотворение «Наш век». 

Да, он начинал как поэт, и лицеисты провозгласили Михаила Салтыкова Пушкиным своего курса. Его начитанность, (знал он многие европейские языки и переводил неплохо из Байрона, Гейне, Гюго) поражала, но поэтом он не стал, понимая, что это не его дело. 

Развивавшийся сатирический талант взял верх и привёл к написанию произведения, где главной темой становится тема гибели эксплуататорского строя. На примере одной семьи автор разоблачает порочную систему лжи и равнодушия, которые приводят к краху. Об этом роман «Господа Головлёвы», где прослеживается судьба трёх поколений, закономерно деградирующих. 

Главный персонаж Порфирий Владимирович Головлёв (он же Иудушка-кровопивушка) страшен в своём бездушии, он становится причиной ухода из жизни почти всех обитателей головлёвского имения. Погоня за наживой калечит душу, развращает, не оставляя даже малой толики сострадания. Автор доводит повествование до глубокого философского осмысления жизни, которую желает видеть иной. Гоголевская традиция гротескного изображения нравственного падения человека, его деградации просматривается особо остро именно в этом произведении. 

«Я люблю Россию до боли сердечной», – эти слова писателем выстраданы многолетними наблюдениями и размышлениями над судьбами людскими, судьбой своей страны, которую сатирик хотел видеть свободной и процветающей. Его гнев и критика – это горечь, боль и совесть истинного гражданина своего Отечества. Уже перед кончиной дрожащей рукой в завещании сыну Щедрин напишет такие слова: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

Все материалы рубрики "Год литературы"
 

Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№5 (1385) // 03.02.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net