В ноябре мы отмечаем 100-летний юбилей писателя, чьё имя для моего поколения впервые прозвучало на уроке литературы в школе, когда для внеклассного чтения была рекомендована книга «Падь золотая». Старательно выговаривая трудную фамилию автора «Лавринайтис», мы и не подозревали, что она прибалтийская.
Книга с увлекательным сюжетом пришлась детям пионерского возраста по душе, ибо многие тогда мечтали о путешествиях и поисках клада. Тимуровское движение было распространено во всех регионах страны, оно романтизировало действительность, превращая её в увлекательную, необычную. Одним словом, книга настолько понравилась, что на долгие годы стала одной из любимых. Впервые вышла она в Чите в 1952 году. Потом несколько раз переиздавалась и в Чите, и в Москве, появилась в Благовещенске и в Литве, а в 1999 году украсила серию «Книги нашего детства», что издавалась в Москве. Прошло время, и вновь в 2001 г. она была переиздана читинским издательством «Поиск».
Повесть раскрывает интересные характеры простых, увлечённых романтикой жизни ребят из пионерского отряда Феди, Наташи, Бори, Жени, создавших «Штаб тимуровской команды имени Аркадия Гайдара». Убедительно показана трудолюбивая, заботливая и нежная Наташа, понимающая терзания Жени, вставшего во главе маленького отряда. Привлекает образ маленького разведчика Феди, бесстрашного и отважного юного следопыта, любимым делом которого стало чтение «книги леса». Интересен образ Алика, желающего в одиночку найти золотую падь, автор даёт его в развитии, что особенно захватывает читателя.
Для писателя важной оказалась мысль о том, как в трудных условиях жизни в тайге у школьников рождается чувство взаимопонимания, взаимовыручки. Познавательное и воспитательное значение текста очевидно: в лице дедушки-таёжника Сергея Егоровича Маврина ребята нашли не только любителя и знатока природы, и доброго наставника. «Дедушка обучал ребят таёжной жизни. Хоть им была знакома любая работа – дома всё приходилось делать, но здесь пришлось учиться делать заново…У них развивались и укреплялись навыки таёжной жизни».
Повесть принесла писателю всесоюзную славу. Несмотря на то, что «Падь золотая» не единственное произведение Виктора Брониславовича Лавринайтиса, большинство читателей знают его именно по этой книге.
Его биография во многом оказалась типичной для человека XX века: учился в Читинском горнометаллургическом техникуме, служил в армии, окончил курсы механиков связи и в 1940-е работал телеграфистом в управлении Забайкальской железной дороги. С 1947 по 1954 – лесообъездчик в Могзонском лесничестве. В эти годы зарождается желание писать и прежде всего о забайкальской природе, которая ещё никого не оставляла равнодушным, и о человеке-труженике, ставшем для писателя на долгие годы главным героем его книг. И вот в 1947 году впервые В. Лавринайтис выступил в газете «Забайкальский рабочий», и в этом же году в №1 альманаха «Забайкалье» опубликовал первые пять рассказов.
Приехавший в Читу известный писатель Александр Твардовский, которому было поручено создать читинскую писательскую организацию, читая произведения молодых творцов слова, строго оценивал их, делая подробнейший разбор: это была настоящая школа взросления и профессионального мастерства. В результате этой кропотливой работы сначала в кандидаты, а потом и в члены Союза писателей вместе с другими был принят и Виктор Лавринайтис.
Повесть «Лесники», появившаяся в 1950 г. и вошедшая в сборник с одноимённым названием, обрела широкое признание читающей публики, она была посвящена труженикам леса как участникам выполнения сталинского плана преобразования природы. Герои книги испытывают счастье и радость труда, им страна доверила беречь лес как зелёное золото её. Автор переходит от отдельных зарисовок к широким обобщениям, говоря о том, как коллектив перевоспитывает нерадивых лодырей, рвачей, желающих пожить за чужой счёт.
Учитель средней школы №33 г. Читы А.Н. Кивлева предложила учащимся 7-х классов тему «Сочинение по фотографии В.Б. Лавринайтиса». Уместно привести фрагменты работ учащихся:
«Я думаю, что этот человек очень добрый, вежливый, открытый, работоспособный и добродушный. Мне кажется, что он не раз радовал своих читателей интересными произведениями».
«Мне кажется, на фотографии изображён писатель. Видно, что он добрый, жизнерадостный, трудолюбивый. Он, конечно, создал в данный момент новый шедевр для читателей, которые любят его творения. Мне очень хочется прочитать его произведения, побыть в его творческой обстановке».
В нескольких работах отмечается его любознательность, застенчивость и сила воли. Отклик молодого поколения на Год литературы показывает, как не прерывается связь времён, и убеждает в том, что истинные ценности не утрачены.
Друживший многие годы с писателем Василий Никонов в своё время так отозвался о нём: «Когда говорят о Викторе Лавринайтисе, я вижу целую литературную эпоху, связанную с этим именем. Более полувека пишет он рассказы, повести, романы – делает свою прозаическую жизнь художественной…Мы начинали вместе после войны. Бурно начинали, можно сказать – по-мальчишески, хотя было нам уже под тридцать… Не забыть те могзонские дни и ночи, где жил Виктор и куда я частенько приезжал, жил по нескольку дней. Я тогда писал роман «Любовь остаётся с нами» – о сталеварах, он – роман «Лесная быль» – о лесниках. Жизненный опыт у него был побольше… Мы дымили папиросами, наши головы трещали от напряжения. И всё-таки – славная то была пора, удивительная по своей естественности, доброжелательности, правдивости».
В 1962 году в Чите выходит книга «Лесная быль» о лесорубах одного леспромхоза, чутко понимающих, что главным богатством, достоянием края является лес. Это роман, в котором поставлена важная проблема, волнующая нас и сегодня: сохранение природы. В книге раскрывается непростой конфликт между знатоками лесного хозяйства Никитиным и Громовым, по-своему понимающими основную задачу по сбережению забайкальского богатства.
Писатель Виль Липатов в рецензии на роман «Лесная быль» отметил основную черту мастерства В. Лавринайтиса как «узнавание и удивление». Многие лесозаготовители с удивлением узнали в начальнике лесопункта Никитине старого знакомого, который раскрылся не только с внешней, но и с внутренней стороны. Писатель «ввёл в роман вереницу интересных, живых людей. И все они узнаются читателями, а узнанные становятся удивительно цельными и привлекательными».
В признаниях самого писателя 2002 года есть такие строчки: «Перечитываю повесть, делаю ремарки, сокращаю. Мечтаю увидеть её переизданной и посвящённой памяти угасшей недавно супруги Любови Александровны Лавринайтис… Моя «Лесная быль» и всё остальное не состоялось бы, не будь её».
Вслед за Леонидом Леоновым с его нашумевшим романом «Русский лес» автор книг «Лесники», «Лесные дали» и «Лесная быль» доказывает ценность бережного обращения с лесными богатствами. Он славит защитников леса как истинных патриотов. Органично вплетается в повествование романа патриотическое начало, за которым чувствуешь личность создателя, душою болеющего за свою малую родину и её тружеников. В заглавии многих произведений Лавринайтиса звучит слово лес, оно стало опорным для писателя, раскрыло его «проницательный талант», по замечанию В. Никонова, с которым он «встречал глухариные зори и наслаждался самозабвенным пением влюблённых птиц». И вполне объяснимо, что знатока забайкальской природы с её падями, сопками и всякой живностью не могла обойти тема леса, ставшая в его творчестве главной.
«Рабочая серенада» – таково название книги, появившейся в 70-е годы, в ней дана производственная тема. Решая нравственные задачи, автор рисует рабочие конфликты. В романе «видится тот же талант, но тема, на мой взгляд, раскрыта не полностью, люди, характеры не столь интересны и убедительны» – с этим видением позднего Лавринайтиса писателем В. Никоновым можно согласиться. «Богатый опыт судебного заседателя побудил писателя написать повесть «Одно судебное заседание», – пишет И. Куренная в статье о творчестве забайкальского писателя.
Конечно же, мы коснулись лишь части его творческого наследия, но оно говорит о глубоко самобытной фигуре в литературном движении Забайкалья. Хотелось бы отметить такой замечательный момент, как установление мемориальной доски В. Лавринайтису на ст. Могзон. И в связи с его 100-летием 24 ноября была открыта в Чите на углу улиц Балябина и Богомягкова ещё одна мемориальная доска, так высоко земляки оценили писательский труд видного деятеля культуры края.
Все материалы рубрики "Год литературы"
Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№47 (1375) // 25.11.2015 г.
0 комментариев