1 июня 1931 года представители СССР и США заключили контракт об участии американских инженеров в постройке важнейших для Советского Союза предприятий металлургической и тяжёлой промышленности.
В США тогда было время «Великой депрессии», наверное, именно поэтому правительству этой страны было не до того, чем занимается их фирмы. Напомню, что в то время Штаты не признавали СССР, а в школьных учебниках этой страны на месте Советского Союза было белое пятно.
Ну, а то, что это отнюдь не так, что СССР — это важнейший для экономики США рынок, хорошо знали представители бизнеса. Уже в феврале 1930 года в Детройте втайне от общественности был подписан договор о деловом сотрудничестве между одним из лидеров в сфере промышленного проектирования и строительства Штатов Альбертом Каном и представителем советского «Амторга». Это фирма Кана построила в США заводы Ford, Packard и другие. Первым был проект Сталинградского тракторного завода. Это предприятие было спроектировано и построено в США, после чего его разобрали, перевезли в СССР, где заново собрали. Опыт был удачным. И вскоре Стройобъединение ВСНХ СССР заключило новое соглашение с фирмой Альберта Кана, согласно которому именно эта фирма стала главным проектировщиком и консультантом Совета народных комиссаров (СНК) СССР по промышленному строительству. Детройтская проектная компания создала в Москве институт «Госпроектстрой», в котором работали 25 американских инженеров во главе с братом Альберта Кана Морисом. Кроме того, в институт было принято 1500 советских специалистов.
Обосновывая политику приглашения специалистов с Запада, Иосиф Сталин в феврале 1931 года на одном из совещаний по вопросам хода пятилетки жёстко сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Вскоре стало ясно, что не только для проектирования, но и для строительства и отработки производственного процесса нужны зарубежные специалисты. Одним из важнейших партнёров тогда стала фирма Генри Форда Ford Motor Company. Сам Форд ещё в 1930 году, комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца в журнале «National Business», без всякой оглядки на политику своей страны заявил: «Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой».
Тогда и было заключено соглашение 1931 года. Челябинский и Харьковский танко-тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Московский АЗЛК и сотни других промышленных предприятий были построены с участием инженеров из Штатов.
Тема работы американских инженеров в тот период в Забайкалье всё ещё не изучена. А ведь именно в начале 1930-х годов вдруг динамично начали строить и Балейский золотодобывающий комбинат, и Дарасунский… До сих пор в Вершино-Дарасуне есть пара домов, которые местные старожилы назвали американскими, так как построены они были для американских специалистов. Мне когда-то рассказал об этом депутат Госдумы Сергей Маркидонов, проведший для меня, тогда журналиста «Забайкальского рабочего», экскурсию по родному посёлку.
Американцы жаловались на то, что им постоянно подсовывают новичков, а тех, кто уже набрался какого-то опыта, переводят в другие места. Они не понимали, что это была ещё одна задача, поставленная советским руководством. В итоге же с помощью иностранных инженеров было подготовлено более двух миллионов советских специалистов, которые освоили новые технологии. И теперь уже наши отечественные кадры могли продолжать работу самостоятельно. И в 1932 году руководство СССР постепенно начало сворачивать контракты с американскими фирмами. Частично их тогда заменили немцы, но большей частью наши. Заводы были построены, кадры подготовлены, нужда в американцах, которым приходилось достаточно дорого платить, отпала. А «проснувшиеся» политики в Штатах только в ноябре 1933 года официально признали СССР.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
Фото: history.com.ru
«Читинское обозрение»
№22 (1714) // 01.06.2022 г.
0 комментариев