29 сентября 1907 года в столице Российской империи поехали первые трамваи на электрической тяге.
Инженер Генрих Графтио, один из авторов проекта нового общественного транспорта, лично провёл первый трамвай по центру Петербурга. Поначалу петербуржцы, привыкшие к конке (трамваям, которых вели по рельсам лошади), настороженно относились к электрической машине, но вскоре этот транспорт стал основным в городе на Неве.
Первые трамваи начинали работу с 7.30, а завершали движение в 23.00. В 1907 году в городе насчитывалось 190 трамвайных вагонов британской фирмы «Brush», рассчитанных на 34 человека. Интересно, что первая «социальная революция» произошла именно в трамваях. Поначалу каждый вагон был разделён на две части — для пассажиров 1-го класса (тут были мягкие сиденья) и 2-го (с простыми деревянными скамьями). В 1-м классе надо было платить 6 копеек, во 2-м — 4. И часто трамваи ехали под завязку забитые в одной половине и полупустые — другой. Тогда и было решено всех уравнять. Разделение было ликвидировано, а цена поездки стала 5 копеек.
К 1908 году в Петербурге уже существовало девять маршрутов общей протяжённостью 58 километров. А к 1917 году длина путей составляла 200 километров. И именно после появления трамвая в столице в России начался бум создания этого вида общественного транспорта во всех крупных городах.
Вообще первый трамвай на электрической тяге в России был пущен 2 мая 1892 года в Киеве, но на всю остальную страну тогда это не произвело серьёзного влияния. Даже после того, как первый электрический трамвай 25 марта 1899 года был запущен в Москве, это не стало поводом для подражания.
Только столица могла заставить «отцов городов» обратить внимание на электротрамваи. Например, первый проект электрического трамвая в близкой к Киеву Одессе был утверждён городской Думой в 1908 году, а первые линии здесь были открыты в 1910 году.
В азиатской части страны первые трамваи появились в самом «продвинутом» портовом городе Владивостоке, на холмах которого трамваи стали более чем востребованы горожанами. Первая трамвайная линия заложена здесь в 1908 году, строительство вела бельгийская электрическая компания, а первый трамвай здесь вышел на линию 9 октября 1912 года. В эти годы вопросы строительства трамвайных линий обсуждались в Думах Омска и Иркутска, Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ), Хабаровска и Харбина.
Чита не была исключением. В июле 1911 года «Забайкальская новь» обрадовала своих читателей такой новостью: «Фирма Гительсон в Харбине, желая принять участие в конкуренции на постройку в Чите электрического трамвая, просит город дать сведения о народонаселении Читы, Антипихи и Песчанки, рост города, его бюджет, климат, ряд справочных цен и др.». Через несколько лет проект был утверждён, начался завоз в город строительных материалов, но, как и в других сибирских и дальневосточных городах, реализации помешали революции 1917 года.
В том же Харбине была построена ветка только в 1927 году при помощи инвесторов из Германии. В Омске первый трамвай вышел-таки на линию в 1936 году, в Иркутске строительство первой трамвайной линии началось в июле 1945 года, а в начале 1950-х годов начались работы по созданию трамвайных линий в Хабаровске и в Улан-Удэ.
А в Чите к этим проектам так и не вернулись, отдав предпочтение троллейбусам. Только в 1995 году заезжий из Москвы кандидат в депутаты Государственной Думы Эраст Галумов, в то время возглавлявший Фонд социальной защиты военнослужащих, пообещал читинцам в случае избрания помочь построить линию скоростного трамвая от читинского вокзала до аэропорта. Больше к этой идее никто не возвращался. Остаётся только радоваться тому, что хотя бы троллейбусы в Чите сохраняются. В соседнем Благовещенске, где, как и в Чите, трамваи так и не появились, в 2016 году было ликвидировано созданное в 1979 году троллейбусное управление.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
Фото: Парламентская газета
«Читинское обозрение»
№40 (1680) // 29.09.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев